22.12.2004 | 18:28

Религиозный Петербург

22 декабря в корпусе Бенуа Государственного Русского музея откроется выставка "Церковный Петербург". Экспозиция включает в себя около 600 экспонатов, она организована при участии крупнейших музейных собраний Петербурга и Москвы.

Облик нынешнего Петербурга значительно отличается от его же облика начала XX столетия, когда над городом сияли сотни церковных куполов и шпилей. Множество соборов и церквей "города всех конфессий" были не только домами для молитвы, но и выполняли важнейшую градообразующую функцию. Вокруг них складывались ансамбли городских площадей. В 1920-е-1970-е годы, в эпоху воинствующего атеизма, эта сложная, но гармоничная архитектурная среда была разрушена. Через массовое уничтожение храмов большинство площадей лишились организующих центров, а городские виды, особенно на бывших окраинах, обрели унылый, невыразительный вид. По сути город был искусственно редуцирован к своему пушкинскому прообразу, обращен в город-музей, где все, что противоречило новой идеологии и не могло исполнять утилитарной функции, подлежало изъятию.

Выставка представит живописные и графические изображения петербургских церквей, проектные чертежи, исполненные знаменитыми зодчими – Иваном Старовым, Джакомо Кваренги, Карлом Росси, Александром Брюлловым, Максимилианом Месмахером, великолепные архитектурные модели, портреты известных церковных иерархов, редкие фотографии. Особое место на экспозиции займут уникальные произведения живописи, художественного металла, деревянной скульптуры и резьбы, происходящие из разрушенных храмов.

Ряд полотен выполнен известнейшими мастерами, в числе которых следует назвать Павла Басина, Федора Бруни, Александра Варнека, Ивана Вишнякова, Михаила Нестерова, Михаила Скотти, Алексея Маркова, Петра Шамшина, Василия Шебуева. Многие из этих работ, выполненных известнейшими мастерами, никогда не экспонировались и не публиковались, и поэтому должны привлечь внимание и широкой публики, и специалистов. Наиболее эффектно презентованы на выставке комплексы произведений из барочных церквей времени царствования Елизаветы Петровны – Спасо-Сенновской, великомученицы Екатерины Смольного Новодевичьего монастыря и собора Спаса Нерукотворного при Зимнем дворце; из Мальтийской капеллы при капитуле Мальтийского католического ордена, нашедшего приют в России при Павле I; из дворцовых церквей эпохи "александровского ампира"; из Введенского, Благовещенского и Мирониевского полковых храмов, построенных в русско-византийском стиле знаменитым К.А.Тоном – любимым архитектором Николая I; наконец, из собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященного накануне Первой мировой войны в память 300-летия Дома Романовых и позднее перестроенного в молокозавод.

Выставка представит ретроспективу развития русского церковного искусства и архитектуры на протяжении более чем двух веков – от Петра I до Николая II - через эволюцию художественных стилей и политических идей, связанных с религиозными традициями страны.

Выставка покажет Петербург как город всех конфессий, где с момента его основания были укоренены традиции веротерпимости, уважения к чужим чувствам и обычаям.