03.02.2012 | 10:01

Живопись Хуана Эрнандеса Пижуана представлена в Москве

Испанского художника Хуана Эрнандеса Пижуана кто-то называет абстракционистом, кто-то – примитивистом, кто-то – тихим авангардистом. В 56-м году в Барселоне он закончил Высшую школу изящных искусств. Потом жил и работал в Париже, изучал искусство гравюры и литографии, защитил диссертацию на тему «Живопись и пространство: личный опыт восприятия». В 97-м году стал членом Мадридской Академии Изящных Искусств. Выставка в Московском музее современного искусства представляет ретроспективу работ Пижуана. Эксперты утверждают, что на его полотнах – пейзажи любимой им Каталонии. Но чтобы их увидеть, нужно обладать реально работающим воображением. Рассказывают «Новости культуры».

Выставку Хуана Эрнандеса Пижуана открывал посол королевства Испании в России, что само по себе является высокой оценкой творчества. Европейцы считают Пижуана одним из самых известных своих живописцев последних десятилетий. Его картины напоминают детские рисунки. Но за этой внешней инфантильностью скрывается тонкий художник. Большую часть времени Пижуан проводил в деревне, ища вдохновения в окружающей природе. Неслучайно, некоторые его полотна напоминают выжженную землю Каталонии.

«Его картины вызывают в памяти бескрайние поля Испании, – говорит советник по культуре посольства Испании в России Хавьер Гарсия-Ларраче. – Он очень точно передал не только цвет этой земли, но и сам дух испанского средиземноморья».

Пространство выставки как бы уравновешено: пустые холсты, почти нетронутые художником, чередуются с насыщенными пейзажами. Горы, луга, поля Испании. Правда, в этих абстрактных полотнах не так-то просто признать конкретные места. Для этого нужно, как минимум, родиться испанцем, говорит вдова художника. По ее словам, Хуан Эрнандес никогда не писал с натуры, а всегда придумывал сюжеты своих картин.

«Он был очень дисциплинированным художником, – рассказывает вдова художника Эльвира Малукер. – Вставал рано утром и работал до обеда. Но бывало, что работал и ночью, но на следующий день все равно с утра уже был на ногах. Он любил повторять за Пикассо, что вдохновение приходит к художнику только в мастерской, поэтому стремился как можно больше времени проводить за работой».

60 процентов своих картин Хуан Эрнандес Пижуан уничтожал или полностью переписывал сразу после того, как они были завершены. Он с легкостью создавал и с такой же легкостью «приговаривал» произведения. Его девизом было – писать пока есть вдохновение. Его картины, кажется, написаны одним взмахом кисти за несколько минут… Так оно и было.