26.10.2012 | 10:56

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения Василия Верещагина

 

Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения Василия Верещагина, известного живописца, чьи работы высоко ценят во всем мире. Художник, который по-новому взглянул на батальную живопись, главной задачей своего творчества считал честный разговор о войне, без прикрас и показного героизма. Сюжеты картин Верещагина не выдуманы, а созданы под впечатлением от тех военных действий, в которых он сам принимал участие как офицер русской армии. Рассказывают «Новости культуры».

У картины «Апофеоз войны» школьники с экскурсоводом обычно задерживаются подолгу, рассматривая надпись на раме «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз» – эпилог знаменитой Туркестанской серии. Верещагин и сам участвовал в военных действиях. За оборону Самаркандской крепости был награжден орденом Святого Георгия.

«Та единственная награда, которой гордился Верещагин всю свою жизнь, был Георгиевский крест, – рассказывает заведующая отделом живописи второй половины XIX– начала XX века Галина Чурак. – Третьяковской галереи от всех чинов, от всех званий, от звания даже академика, от преподавания в академии художеств он категорически отказывался, считая это не совместным с понятием художника, художник должен быть свободен и независим».

Туркестанская история кисти Верещагина – это 13 картин. Все они, по мнению мастера, должны были существовать единим рассказом, поэтому он согласился продать только при условии, что покупатель заинтересуется всей серией. В 1874-м году их приобрел Павел Третьяков за 92 тысячи рублей серебром. С того момента картины находятся в залах галереи, а так же в фондах. Здесь, в хранилище, полотна, которые редко можно увидеть в постоянной экспозиции. Одна из таких работ «Александр Второй под Плевной».

«Верещагин был не в прямом смысле баталист, как современники, – считает он хранитель произведений живописи Третьяковской галереи Светлана Капырина. – Изображал не сколько сам центральный момент битвы, когда несутся на конях с развевающимися знаменами, с шашкой наголо, а иногда изображал момент до битвы или после битвы».

Из сохранившихся документов известно, что новаторская трактовка батальной живописи была принята императорами, как революционная.

«Своим творчеством он призывал, чтобы человечество из своей жизни исключило войну, как средство решения вопросов, – говорит внук художника Александр Плевако. – Была первая ссора с императором Александром Вторым, тому не понравилось несколько картин, заставили деда сжечь эти картины из серии “Русско-турецкая война” – все ужасы он постарался изложить, эти картины он провез по всей Европе».

Работы художника продолжают путешествовать и сейчас. Совсем недавно три картины из Третьяковской галереи увезли в Череповец на родину живописца, где к 170-летию в доме-музее открылась юбилейная выставка. А в ближайшее время там же планируют открыть памятник Василию Верещагину.

Читайте также: 

Василий Верещагин: «Посвящается всем великим завоевателям...»

Новости культуры