03.02.2012 | 10:38

Сегодня в Центральном доме художника открывается выставка живописи и графики Виктора Калинина

«Обрывы и мосты» Виктора Калинина можно увидеть с сегодняшнего дня в Центральном доме художника. Широкую известность художник получил еще в 70-е годы. Его работы хранятся в крупнейших музеях России и мира. Нынешнюю юбилейную выставку, а в этом году Виктору Калинину исполняется 65, составили около трехсот произведений как живописных, так и графических. Многие художник показывает впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Портреты родителей – это мосты между прошлым и будущим, наведенные Виктором Калининым. Его новая выставка больше, чем ретроспектива, это личная история. По мнению художника, «Обрывы и мосты» случаются в жизни каждого.

«Сам человек есть мост между небом и землей, – говорит художник. – А в процессе жизни он только и делает, что что-то обрывает, какие-то связи со временем, с людьми, потом выстраивает мосты».

Виктор Калинин рассказывает о своих работах, как об истории своей семьи. Портрет деда, сибирского священника-старообрядца, художник писал даже не по памяти, а по ощущениям: его расстреляли еще до рождения Виктора. Возведенную им церковь переделали в школу, а иконы и книги сохранила семья Калининых.

«Очень много икон и рукописных книг перешло к нам в дом, – говорит художник. – И поэтому я рос среди икон XVII - XVIII веков, рукописные книги были еще более старые».

Эти детские впечатления, а также атмосфера любви и уважения, в которых вырос Виктор, повлияли на его стиль. Яркие цвета, экспрессия и одновременно свет, точно на фресках средневековых русских храмов – тот самый узнаваемый стиль художника.

«Это храмовое ощущение, ощущение храма, и впервые я чувствую это в пространстве центрального выставочного зала, поскольку это и есть храм души художника», – говорит искусствовед Александр Рожин.

По экспозиции можно проследить, как менялось мировоззрение Калинина. Он в красках объясняет зрителю свои чувства, все громче и чаще говорит о корнях. Это только на первый взгляд пост апокалипсические пейзажи, на деле – виды его родного Сибирского села, пережившего приход цивилизации.

«Я считаю, что это его умение выстроить контраст цветовой и композиционную остроту – это собственно и есть та эмоция, – говорит искусствовед Андрей Толстой. – Эти овраги, эти мосты, которые соединяют и эти стены – это основополагающие, архититанические, стирающие пространство мироздания формулы».

По философии художника его полотна - это связь поколений и времен, которые нельзя прерывать. Ведь он почти не пишет с натуры, все сюжеты ему подсказывает память.