28.12.2004 | 20:53

Сто лет со дня рождения Сергея Юткевича

Автор знаменитой Ленинианы, режиссер фильмов, воспевающих страну Советов , – Сергей Юткевич 60 лет на свой страх и риск ставил творческие эксперименты в кинематографе. В начале двадцатых годов прошлого века вместе с Траубергом и Козинцевым он разработал манифест "Эксцентризм", а затем организовал практическую школу – Фабрику Эксцентричного актера. Ее основная идея – привнести в кинематограф черты смежных искусств – цирка, эстрады, агитобозрения. Не здесь ли кроется разгадка удивительной жизнеспособности работ Сергея Юткевича? Сегодня - 100 лет со дня рождения мастера. Рассказывают "Новости культуры".

В детстве он пересмотрел все ковбойский фильмы. Бесплатно. Кинотеатр, куда Юткевича и Эйзенштейна пускали без билетов, они называли Заячьей Академией. В последствии в лакированных и приглаженных героях Юткевича нет-нет, да и проскользнет мачо из вестерна с ружьем или в седле, пусть и велосипедном.

Виталий Мельников, кинорежиссер: "Он был прекрасно одет, он заученно двигался, он был какой-то не наш".

Не нашему человеку все же позволили делать "Наше" кино. 60-летняя эпоха Юткевича в кинематографе – это история компромиссов. В тридцатые годы начались съемки фильма "Садовник" о тружениках цветущего Донецкого края. К несчастью для Юткевича в это же время Стаханов бил рекорды угледобычи. Сверху пришла телеграмма, сценарий резали по живому, режиссер пил валерьянку, а его главный герой оставил сады и спустился в забой. На экран вышли "Шахтеры".

Он пытался снимать о любви, но партия требовала на экран вождя. Такого, чтобы все любили. Режиссер ответит "есть", и началась "лениниана" от Юткевича – "Ленин в Польше" и "Ленин в Париже" и просто "Рассказы о Ленине". Но и в масштабную сагу закралась романтика, светлая и далекая от действительности, как и в большинстве фильмов Юткевича

Кино - это правда 24 кадра в секунду, утверждал режиссер. И 60 лет снимал красивые сказки.