03.02.2012 | 19:41

"Воображаемые театры" Карло Гаваццени Рикорди в Петербурге

«Воображаемые театры Рима» разместятся на время в Петербурге. В Эрмитаже открылась выставка итальянского фотографа Карло Гаваццени Рикорди – мастера, в чьих руках городские фотопейзажи будто превращаются в живописные полотна. Его снимки поражают зрителя выразительностью и отточенностью формы. Основная часть фотографий сделана в театре виллы Торлониа, расположенной в окрестностях Вечного города. Рассказывают «Новости культуры».

«Итальянский фотограф с душой русского путешественника» – так называют Карло Гаваццени на родине. Первый раз в Россию он приехал еще 20 лет назад вместе с дедушкой, который гастролировал в Москве в качестве дирижера миланского «Ла Скала». Поэтому на открытии выставки Карло Гаваццени долго извинялся перед публикой, что так и не научился говорить на русском. Ведь сам он считает, что без русской музыки и литературы не состоялся бы как мастер.

«Я считаю себя мастером, который работает по-старинке, ремесленник. Но это ремесленник, который мечтает, который видит воображаемый мир. И для меня большая удача приехать в Россию снова. Когда мне первый раз сказали, что я пойду в Эрмитаж, я подумал, что надо мной смеются, потому что Эрмитаж для меня – это нечто волшебное», – признается фотограф.

В Петербург Карло Гаваццени привез «вечную ценность» – виды и панорамы Рима. Таинственный и загадочный, на грани реальности и сна – таким город предстает на снимках фотографа. Особый эффект достигается с помощью техники наложения одного снимка на другой. Фактически, получается модный эффект 3D, и все это при помощи старого фотоаппарата и обычной пленки. О работах мастера сейчас высоко отзываются в родном Милане. А ведь раньше он и не предполагал, что когда-нибудь будет заниматься пейзажами.

«Когда он мне показал свои фотопортреты, у меня появилось такое чувство... Я сказала ему: "Почему ты занимаешься фотопортретами? Тебе надо работать на пленэре, ты должен делать пейзажи, ты должен фотографировать Рим". Он ужасно обиделся, забрал свои работы и в гневе ушел, а спустя четыре месяца позвонил и предложил показать свои фотопейзажи», – вспоминает куратор выставки Валентина Монкада (Италия).

Фактически, выставку можно назвать историей одного театра в окрестностях Рима. На снимках – интерьеры заброшенной виллы Торлониа. Петербургские искусствоведы, которые принимали участие в создании экспозиции, уже разглядели то, что роднит эти виды с Петербургом. И общие проблемы.

«В объективе его камеры этот мир ожил, люди обратили на него внимание, и сейчас его отреставрировали. Для Петербурга это тоже актуальный вопрос. Эрмитаж находится в Петербурге, и мы как бы совмещаем оба контекста», – поясняет куратор выставки Сергей Фофанов.

Впрочем, Петербург Карло Гаваццени фотографировать в этот раз не будет. Говорит, ему для работы нужна некая рассеянность, которой он пока позволить себе не может.