09.01.2005 | 14:40

Веселье и радость новогодья

Лето для старания, зима для гуляния. В нынешний год гуляем на славу: дни отдыха на целую декаду растянулись. К веселию и радости новогодья звали, да и сейчас зовут, Рождественские святки. Празднуются они всеми с 8 по 18 января и в основе своей являются праздником молодежи. Игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создают неповторимую атмосферу святочного веселья. Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступившем году всем было хорошо делали людей щедрыми и гостеприимными.

Длительным отдыхом за весь минувший год были святки и для русского крестьянина. Но только никогда не забывал он о хлебе насущном. Отпраздновав Рождество, уже 9 января трудовой люд начинал задумываться о будущем. Оттого и стал этот день, который в народном календаре отмечает Стефан, одним из главных годовых дат найма работников. Именно на него каждый мог нелицеприятно высказать своему хозяину все обиды, а то и во все свести с ним счеты. Даже поговорка была известна на Руси: "на святой Степан каждый себе пан". Однако без работы, а значит и найма, трудовому человеку было не обойтись, вот и заключались на Стефанов день новые договоры и сделки.

Загодя готовилась крестьянская Россия к лету, особенно на севере, где именно в это январское время уже назначались выборы главного человека на селе - пастуха. Выбирали на общем собрании поселян, учитывая при этом не только его опыт, но и репутацию, профессиональные знания. Каждый из уважающих себя пастухов должен был уметь изготовить трубу или пастуший рог. Делали их по весне, когда едва начиналось движение сока в деревьях. В народе ценились пастухи-колдуны, которые обладали тайными знаниями и поэтому могли договорится с любым хозяином леса - лешим.

Православный календарь чтит в этот день святого Стефана, одного из 70 апостолов Иисуса Христа, посланного им на проповедь. Он был первым мучеником за веру Христову, умер побиваемый камнями и с молитвой на устах: "Господи, не вмени им греха сего". Вот почему верующие молятся первомученику и архидиакону Стефану о пробуждении души и даровании ей покаяния.

День 11 января в народном календаре целиком подчинен рождественскому периоду, в календаре же православном он посвящен памяти младенцев "в Вифлееме Иродом избиенных".

Еще темные январские вечера располагали людей к отдыху. В деревнях, в крестьянских семьях все собирались на палати, грелись теплом русской печи. Взрослые сказывали своим детишкам сказки, загадывали нехитрые загадки на сметливость.

12 января справляет свой день в народном календаре Анисья-желудочница. Это прозвище она получила из-за того, что в это время было принято резать гусей и варить свиные желудки. Несомненно связанно это с рождественскими застольями, где к праздничному столу подавался гусь с яблоками и свиные желудки, набитые вкуснятиной. По внутренностям убиенных животных (печени и селезенке) в старину бабки гадали о предстоящей зиме.

Православный календарь отмечает 12 января день памяти святителя Макария, митрополита Московского. Святой Макарий явился основателем в Москве типографии для печатания церковных книг и еще при жизни увидел первую изданную Иваном Федоровым книгу "Апостол". Макарий был наделен даром пророческого видения судеб России. Это он предсказал трудную победу царя Иоанна Грозного над Казанским ханством. А еще он отстаивал идею канонизации святых.

Этот день плавно переходил в таинственный и щедрый вечер, Васильеву коляду. А приходится он на день святой Маланьи в народном календаре и отмечается 13 января. Раньше он падал по старому стилю на 31 декабря и был кануном Нового года, Васильева дня. Ясно теперь почему с Маланьей, которая всего наварила ровно на Маланьину свадьбу, связано понятие изобилия, больших приготовлений и щедрости.

Этот вечер вообще был очень таинственным. Говорили люди будто под Василья ведьмы крадут месяц. Весела ночь накануне Васильего дня, однако и нам уже становится веселее. Ведь день прибавляется с Маланьи уже, как говорили на Руси, на куриный шаг. Кстати, хотя гадают во все дни святой, Васильев вечер считается самым подходящим временем для гаданий.

На Маланью обязательно делали прогнозы на будущий год. Уверяли знатоки, что если в эту ночь ветер дует с юга - год будет жарким, благополучным. С запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая фруктов. 13 января в православном календаре день памяти преподобной Мелании Римляныни, посвятившей свою жизнь служению Богу. Она была родом из Рима, потеряла своих двух детей, а потом вместе с мужем стала помогать несчастным людям: посещать больницы, обходить тюрьмы и рудники, снабжать всякими средствами больницы.

В Африке, куда они отплыли и пробыли семь лет, супруги жертвовали деньги на церкви и монастыри. Вернувшись в Иерусалим, Меланья затворилась в одинокой келье на Елионской горе. После смерти мужа святая провела около четырех лет возле места его погребения в посте и непрестанной молитве. Скончалась Меланья в 439 году в основанном ею монастыре.

В ночь с 13 на 14 января празднуется Васильев вечер - канун Старого Нового года, Щедрый вечер. "Свинку да боровка для Васильева ветерка", - говорят на Руси.

Заметим, что в России с 14 февраля 1918 года вместо Юлианского введен Григорианский календарь, который превышает солнечный год лишь на 26 секунд, и в нем високосный год, вводимый для устранения расхождений календаря за счетом солнечных лет, выпадает лишь один раз в четыре года. С этого времени стрелки календарных часов передвинулись сразу на 13 суток вперед, и Европе этот пересчет, связанный с отставанием времени, был сделан давно. Православная церковь не приняла введение нового стиля. Вот каким образом, теперь, в ночь с 13 на 14 января, в Васильев вечер отмечается Старый Новый год. 14-е января - Васильев день, его Василий Великий справляет. Так как приходился он по старому стилю на 1 января, говорили, имея в виду весь Новый год: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир". Заметили, если туман окутал землю - урожаю. Небо в Васильев вечер звездно - урожая гороху ожидай, однако считали, если вдруг звезды к утру померкнут, то горох не дозреет. Ночь Васильева звездиста - лето ягодисто, а вот вьюга обещает урожай на орехи.

Кишка свиная - еда не худая, говорили в старину. Василий издавна считался в народе покровителем свиней. На Василия Великого свиную голову на стол. До наших дней дошла поговорка: "Не было у бабы заботы, купила баба порося".

В православном календаре 14 января день памяти Вселенского отца и учителя церкви Василия Великого. Василий познакомился еще юношей с Григорием Богословом, принял святое Крещение. Он основал несколько монастырей и сам установил правила монашеской жизни, был посвящен в пресвитеры, а затем - избран архиепископом. Василий Великий составил множество духовных изучений, в которых он раскрывал высокие истины православия, призывал к добродетельной жизни. Он нашел те, особенно возвышенные слова молитвы к Богу, которыми и по сей день церковь молится на литургии, названной в его честь.

На Сильвестра, а его день в народном календаре приходится на 15 января - куриный праздник. Надеемся, что в нынешний год петуха по восточному календарю, его отметят особенно основательно. Да и в былые времена в деревнях тщательно чистили в это время курятники, ладили насесты, окуривали стены. Даже "куриного бога" вывешивали. В курятник вешался камень, просверленный посредине. Считалось, что куры после такого действа хорошо плодятся. На Владимирщине эту роль частенько исполнял обыкновенный истоптанный лапоток. Его перебрасывали через насест, на котором куры сидят. Уверяли, что тем самым можно устрашить домового - главного врага куриного семейства.

На день Сильвестра обязательно заговаривали лихоманку, всяческие болезни и лихорадки, а они частенько мучили род человеческий и раньше, да и в наши дни. Лихорадка не матка, треплет не жалеет, говорит народ. От заговоров не отказывались, но частенько прибегали и к помощи знахарок, которые лекарственные травы собирают. Даже собака знает, что травой лечатся, солидно наставляли знатоки. Издавна употребляли от лихорадки, малярии горькую полынь, чертополох, хрен, настоянный в виде спиртовой настойки. И в наши дни люди нередко лечатся от всяческих болезней лекарственными травами.

Немногие чудотворцы удостаиваются празднования дня их памяти дважды в году. Среди таких православный календарь называет преподобного Серафима Саровского. 15 января отмечается день его кончины и память вторичного обретения святых мощей чудотворца, изъятых после революции в 1917 года. Серафим Саровский - один из наиболее почитаемых на Руси святых. Чудотворцу Серафиму Саровскому молятся в печали, при болезнях внутренних органов, при болезнях ног. Сейчас мощи Серафима Саровского покоятся в основанном им Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии.

//ИТАР-ТАСС