06.02.2012 | 09:33

Подведены итоги фестиваля "Белые столбы"

Фестиваль архивного кино «Белые столбы» длился всего пять дней. Но программа его была такой разнообразной и такой интенсивной, что ее хватило бы еще на пару подобных фестивалей. Это фильмы в память о кинематографистах, ушедших из жизни в прошлом году. Ленты, посвященные тем, чье столетие отмечается в 2012-м. Специальные показы как напоминание о трагических событиях 37-го года, о Второй мировой войне и Отечественной войне 1812 года. Но, пожалуй, самая внушительная программа «Белых столбов» - анимационная. Это подтвердил и последний фестивальный день. Рассказывают «Новости культуры».

В этом году «серьезному кино» первой половины ХХ века пришлось уступить большую часть экранного времени мультфильмам: 16-й по счету фестиваль архивного кино «Белые столбы» отмечает вековой юбилей отечественной анимации.

«Мало кто знает, что в Госфильмофонде хранится более 2 500 мультфильмов, а мы в обиходе имеем 150 -200 наименований, и только здесь их можно увидеть», – говорит директор Госфильмофонда Николай Бородачев.

Составить программу при таком «богатстве» было непросто.

«Великих имен много в анимации, и технологий, и открытий у нас в анимации тоже много, и мы решили на этот раз составить программу по музыке», – рассказывает научный сотрудник Госфильмофонда Наталья Яковлева.

В программе смотра – две версии «Сказки о глупом мышонке». К мультфильму 82-года, режиссера Бориса Степанцева, музыку написал Михаил Меерович, постоянный «музыкальный соавтор» Юрия Норштейна. К раритетной ленте Михаила Цехановского, снятого сорока годами ранее – Дмитрий Шостакович.

«Музыкальную тему» фестиваля продолжила экранизация оперы Сергея Рахманинова «Алеко» по поэме Пушкина «Цыгане». Восстановлением стереофильма 53-го года занимался Николай Майоров.

«Фильм интересный, спорный в каких-то местах, потому что восстановление этого фильма создаст почву для практической работы, – считает киновед Николай Майоров. – Здесь и методика экранизации оперы, и методика показа стереокино-оперы, и проблемы которые с этим возникали».

По традиции, «под занавес» фестиваля вручили награды. Дмитрия Бочарова отметили за то, что он поставил под сомнение официальную дату рождения отечественной анимации. Он искал архивные съемки балетмейстера, артиста Мариинского театра и ассистента Мариуса Петипа – Александра Ширяева. А нашел результаты его экспериментов в кукольной анимации, проведенные за несколько лет до появления мультфильма Владимира Старевича, который принято считать первым.

«Смотря на экраны обнаружили, что танцы какие-то странные, непонятные, но, посмотрев на большом экране, поняли что это куклы», – говорит Дмитрий Бочаров.

На фестивале отметили и программу «Культ кино», которая выходит на нашем телеканале. Правда, ее ведущий Кирилл Разлогов награды не дождался – уехал на другой кинофестиваль.