06.02.2012 | 10:48

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо - дитя «парижской синематеки». В школьные годы сбегал с уроков в кино. Позднее признался – провел там больше четырех тысяч часов. Немудрено, что с таким солидным багажом именно он запустил режиссерскую «новую волну» в кинематографе. Трюффо любил повторять, что у него замыслов больше, чем времени, чтобы делать фильмы. Как будто предчувствовал, что судьба отмерила ему не так много – всего 52 года. За это время он успел снять больше двух десятков картин, покорить Канны и завоевать «Оскара». Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Франсуа Трюффо. Рассказывают «Новости культуры».

В день посмотреть три фильма, за неделю прочесть три книги – так с самого детства. Вот он, рецепт Франсуа Трюффо, как стать режиссером. В 16 лет он уже – критик – вырабатывает стиль, который потом назовут «критика с пистолетом». Своими выстрелами Трюффо поражал кино буржуазное. В 58-м поставил себя не просто под удар – под все «Четыреста ударов» – стал тем, кого еще не так давно критиковал – режиссером.

В противовес тому самому буржуазному, он снимает кино о себе самом 13-летнем. Не строит дорогостоящих декораций – просто идет на улицы. Актера на главную роль ищет по объявлению в газете. Это потом у Трюффо почти бесплатно сниматься будут – Жанна Моро и Катрин Денев, Бельмондо и Депардье. А пока он весь в своем первом полнометражном фильме о трудном подростке. На Каннском фестивале – в 59-м многие говорили: «ничего нового», но оторвать взгляд невозможно. Именно Трюффо тогда отдадут пальмовую ветвь.

«Сколько мне было?13-14 лет, я жил в Ленинграде, ходил в кино, и без всякой интеллектуальной заинтересованности я, открыв рот, посмотрел эту картину, – рассказывает режиссер Сергей Соловьев. – И так мне было интересно, и так мне было необыкновенно понятно, что происходит с душой».

Антуан Дуанель – мальчик, юноша, взрослый мужчина, этот образ появится в пяти фильмах Трюффо. Цикл, на который ушло 20 лет. Взрослел Дуанель – взрослел и Трюффо-режиссер. Это было почти реалити-шоу, за которым наблюдал весь мир. В промежутках между дуанелевским циклом он создавал и другие шедевры. «Моцарт от кинематографа», свои картины Трюффо снимал легко, в считанные недели. Актеры признавались: будто совсем без сценария. Фильмы, как музыкальные произведения. Чувство ритма, идеальный слух – вот и все, что нужно режиссеру.

Его самая известная «симфония» для трех сердец – «Жюль и Джим». Ее снимал после жуткого провала своей второй картины. Но все также непринужденно: на площадке Трюффо порой резвился, как и герои его ленты. Камеру крепил то к велосипеду, то к вертолету. Полет фантазии, рождающий незабываемые сцены. Вообще его излюбленные сюжеты – те, что находил в газетах или просто на улице.

«Нежная кожа» – картина абсолютно похожая на реальность, – говорит кинокритик Кирилл Разлогов. – А с другой стороны его обвиняли, что вот финальный эпизод, когда ревнивая жена убивает мужа из ружья в кафе – это вот как бы уход в тот самый детективный сюжет. Он всегда пожимал плечами и говорил: вот это как раз подлинная история, которую я взял из газет».

Упрекавший голливудские ленты в отсутствии жизни, за океаном Трюффо был всегда любим. Его «Украденные поцелуи» в американском прокате шли рекордные четыре месяца. А в конце 70-х он и вовсе войдет в «близкий контакт» с фабрикой грез: станет актером на площадке у Спилберга. Компьютеризированный уже тогда процесс съемок, оставит Трюффо разочарованным. Томик Станиславского, который захватил из Парижа, ему так и не пригодился.

«Своими фильмами я никогда не собирался совершать революцию в кино или искать какой-то новый язык, не похожий на язык предшественников, – говорил Трюффо. – Я всегда считал, что кино – это здорово. Только в нем не хватает искренности».

Простыми словами о самом главном. Он всю жизнь снимал о мужчине и женщине, о ребенке. Любил повторять: «если работаешь в кино, важно оставаться наивным».