01.10.2012 | 11:05

Юрий Любимов отметил 95-летие "концертным исполнением романа Достоевского"

Юрий Любимов отметил свое 95-летие на сцене театра имени Вахтангова – театра, где начиналась его актерская карьера. Там же он ставил свой первый спектакль – «Много ли человеку надо» по пьесе Галича. В день рождения мастера в вахтанговском давали его спектакль-эксперимент «Бесы». Жанр своей постановки Юрий Петрович определил как концертное исполнение романа Достоевского в двух частях. Рассказывают «Новости культуры».

Юрий Любимов – на репетиции спектакля, в вынужденной эмиграции за чтением русской газеты, в кругу семьи – вот она черно-белая ретроспектива его жизни. Выставка фотографий встречает зрителей в фойе его родного театра Вахтангова. Здесь Любимов играл Треплева и Моцарта, Ромео и Сирано. Выходил на сцену с Борисом Щукиным. Участвовал в постановках самого Евгения Вахтангова. Здесь же познакомился с Всеволодом Мейерхольдом. А вот – свежее фото – с премьеры его «Бесов». На недавней репетиции требовательный мастер признавался – этой работой удовлетворен.

«В общем, доволен, считаю, они исполняют очень хорошо», – отмечает Юрий Любимов.

В свой день рождения мастер провел еще одну репетицию – прямо с утра. А к вечеру надел парадный костюм, чтобы лично встретить своих гостей.

«Понимая его годы, ты не можешь жаловаться на то, что что-то болит, – говорит художественный руководитель Государственного академического театра имени Е. Вахтангова Римас Туминас. – Все в театре ощутили себя здоровыми. И он сам шутит – посмотрите на меня, сколько во мне еще осталось жизни. Думаешь, Боже мой, какие мы нытики, пессимисты. Он придает веру и радость в жизнь».

Юбиляра – как и положено – встречают овациями, зачитывают ему президентские и правительственные телеграммы со сцены. Говорят теплые слова – лично и публично.

«Конечно, мне хочется просто пожелать, чтоб вот этот его дар алхимика театрального, потому что – как он там готовит свои растворы и коктейли театральные – это тайна. Чтоб он эту тайну как можно дольше для нас сохранил. И нам ее демонстрировал», – говорит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

Поклонники таланта мастера в этот день вспоминают, конечно, и Таганку. Спектакли, которые переворачивали сознание зрителя, шли вразрез, казалось, со всеми тогдашними театральными канонами. У Юрия Любимова – считают его друзья – был уникальный для того времени дар – видеть главное.

«Правду, которая была в обществе тогда. И все его спектакли как раз и воспитывали нас в таком чутком восприятии происходящего в обществе, – считает генеральный директор Государственного академического Большого театра Анатолий Иксанов. – И это качество у него осталось. И я думаю, что оно даже развивается с каждым годом».

С каждым годом работы у мастера – не убавляется. И в 95 – жесткий график. Говорит: старается держать себя в форме, как спортсмен. Нагрузки – подобающие: сегодня – принимает поздравления, а завтра – приступает к репетициям оперы Бородина «Князь Игорь» в Большом. Что будет потом – кто знает: предложений от зарубежных театров хватает, а творческих сил и идей Юрию Любимову – не занимать.