20.01.2005 | 19:46

Первый Международный фестиваль христианской музыки

В столице повышенный спрос на органы и органистов. Еще не утихли дифирамбы грандиозному инструменту в Доме Музыки на Красных холмах, как римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии представляет свой орган. 74 регистра против 84-х у того, что в Доме Музыки, что тоже великолепно. К открытию органа в католическом храме приурочен Первый Международный фестиваль христианской музыки. Кроме концертной программы, проходят мастер-классы зарубежных мэтров. Сегодня молодым российским органистам "высший пилотаж" демонстрировал органист Вестминстерского собора в Лондоне Мартин Бейкер. Рассказывают "Новости культуры".

Давно прошли те времена, когда органисты представлялись нам седовласыми, очень строгими профессорами, вроде Антона Ивановича, который сердится. Мартин Бейкер молод, а его строгость скрывается за обаятельной улыбкой и доброжелательностью, и все сдобрено тонким юмором. Он поведал собравшимся, что главной заботой английского органиста – является руководство хором. Потому что орган в Англии в основном сопровождает хоровое пение.

Мартин Бейкер, органист Вестминстерского католического собора (Великобритания): "Давняя традиция – молодой человек, поющий в хоре, начинает учиться игре на органе под руководством мастера музыки, аккомпанируя хору. Часто, когда он достигает некоторых высот в оранном искусстве, ему пора начинать дирижировать хором".

Логично было бы мастер-класс проводить на органе английского происхождения. Но в единственном доступном – из-за недавнего пожара – консерваторском учебном классе орган чешский, фирмы Ридер-клос. Кстати, у него интересная судьба. Сначала этот инструмент был представлен – говорят – на сельскохозяйственной выставке Чехословакии. Как у нас, помните, в "Кубанских казаках" – на ярмарке можно было рояль купить. Потом орган был подарен фирмой Никите Сергеевичу Хрущеву. А тот передал его консерватории. И, наконец, на нем проводит свой мастер-класс английский органист.

На этом занятии логично было бы поработать над сочинениями английских композиторов, они ведь не только для хора писали, но и для органа-соло тоже. Но российские молодые органисты, рискнувшие явить свое искусство перед Мартином Бейкером, предпочли идти проторенным путем, то есть играть немецкий репертуар, на котором они в основном и воспитываются. Впрочем, тем больше простора для дальнейшей работы. Только на первых порах орган впечатляет самим своим звучанием, а потом понимаешь, как важна музыкальность исполнения.