21.01.2005 | 17:52

Неожиданная находка главного хранителя "Царского села"

"Сенсация" - только так можно охарактеризовать неожиданную находку главного хранителя Музея-заповедника "Царское село" Ларисы Бордовской. "Неслучайное совпадение" в работе исследователя "королевской дороги", по которой в Россию приезжали самые известные европейские личности, произошло совсем недавно. А результаты исследований шести портретов, которые Бордовская увидела в небольшой финской гостинице, накануне были озвучены и проиллюстрированы на открытом научном заседании. Из Музея Пушкина – "Новости культуры".

В октябре 1916 года известный русский ученый Борис Модзалевский опубликовал в журнале "Русский библиофил" в качестве приложения к своей статье "Из альбомной старины" фотографии двух портретов: Софьи Николаевныв Карамзиной, работы художника Пимена Орлова, и княгини Екатерины Мещерской, урожденной Карамзиной, работы французского художника Барда. В статье было указано, что портреты являются собственностью княгини Клейнмихель, рожденной княжны Мещерской.

А теперь, собственно, о "стечении обстоятельств". Работая над исследованием "королевской дороги", Лариса Бордовская однажды остановилась в провинциальной финской гостинице и вышла утром в холл выпить чашку кофе….

Лариса Бордовская, главный хранитель Музея-заповедника "Царское село": "И вот с этого все и началось, с чашки кофе. Потому что в гостиной на стене висело шесть портретов. Вы знаете, это ошеломительное впечатление, вы смотрите, и думаете, что так не бывает…".

Шесть портретов, два подлинника из которых, благодаря копиям Барсуковой, были известны; и четыре, о которых, как казалось, остались лишь воспоминания, висели на стене. Дальнейшее – озарение исследователя, архивы, анналы, сопоставления… и бесконечные созвоны и переговоры.

Лариса Бордовская, главный хранитель Музея-заповедника "Царское село": "Мы хотели сделать выставку в финском посольстве, но у нас это не получилось, ну, по причине того, что владельцы были совершенно не готовы к тому, чтобы дать свои работы на выставку в Россию".

В силу объективных причин, эти, ранее неизвестные портреты очень скоро станут предметом гордости их нынешних владельцев. Возвращение их на родину Карамзиных и Мещерских – под очень большим вопросам. Даже за очень большие деньги.