07.02.2012 | 10:02

"Хрустальный бал" в честь Владимира Этуша

Очередным «Хрустальным балом», из тех, что дает в свой юбилейный сезон театр имени Вахтангова, накануне правил и распоряжался Владимир Этуш. Ему не привыкать распоряжаться и блистать, ему – Бригелле, начальнику пажей в знаменитой «Принцессе Турандот», строгому преподавателю сильной традициями Щуки, любимцу миллионов кинозрителей и театралов. Принимая знаки внимания, Владимир Этуш сегодня был и на сцене, и, как обычно – в сердцах и умах. Рассказывают «Новости культуры».

Четыре магические буквы – Этуш – и вот уже у каждого перед глазами свой образ. Кто-то улыбнется, вспомнив о застрявшей за ухом гвоздике горе-жениха из «Кавказской пленницы». Кто-то усмехнется трем замшевым курткам и двум магнитофонам импортным в «Иване Васильевиче». А кто-то вообще – с детства мечтал со всей силы дернуть за бороду злого Карабаса, чтобы Буратино не мучил.

Владимир Этуш осматривает сцену без малого 70 лет родного театра Вахтангова – в этот вечер он на ней не просто актер – коронованный король на «Хрустальном балу Турандот». Поздравить его собрались артисты и друзья из разных поколений, с каждым из которых у Этуша связана часть жизни – такой длинной и насыщенной.

«Не знаю, что больше талант он – как творческая личность или как человек – души, разума, доброты, – говорит народный артист СССР Николай Сличенко. – Вот удивительно – и то, и другое».

Для Веры Васильевой Этуш всегда был вызывающим восхищение знаменитым артистом. Восемь лет назад они стали партнерами по телеспектаклю «Зимородок» канала «Культура». Это история двух пожилых людей, через всю жизнь пронесших любовь и нежность друг к другу. Этим вечером Вера Кузьминична нарочно надела платье своей героини – чтобы напомнить Этушу о такой дорогой им обоим нечаянной радости.

«Я имела тонкого партнера, нежного, чуткого, и поэтому было очень легко и мне кажется, правдиво, – говорит Вера Васмльева. – Я не знаю, но я так считаю, что нам публика поверила, что к друг другу очень неравнодушны».

Александр Олешко – из тех, кому повезло учиться в Щукинском училище под художественным руководством Владимира Этуша. На всю жизнь запомнил нестандартный – провокационный – подход мастера к студентам, особенно – не выучившим роли.

«Он говорит: иди сюда, иди, – рассказывает Олешко. – Я думаю: ой, какой же он все-таки хороший, он меня берет за руку и так – бж – о дверь, там у нас сейф был, я вылетел просто как пуля из пистолета, думаю: ничего себе. И потом в течение нескольких месяцев у меня такая пятерня на руке – синяя – после этого я запомнил, что текст нужно учить, как-то он меня выгнал из аудитории за то, что у меня была не глаженая рубашка, сказал, что артист должен быть опрятным. Как вы видите, теперь категорически опрятен».

Навсегда опрятный Олешко дарит мастеру трехметровую пальму – символ собственного профессионального роста. Для него важно, чтобы этот рост оценил именно Этуш. А Владимир Абрамович сегодня и сам волнуется – как всякий раз перед новой для себя ролью. Впрочем, главные те, возможно, впереди.

«Надеюсь, что мне удастся что-то такое сыграть под конец, – говорит Владимир Этуш. – Думаю, что это будет».

Владимир Этуш – для всех разный и для каждого свой. Вот этой девчушке, разодетой для кавказского танца, еще только предстоит узнать и про куртки, и про кавказскую невесту, и про Карабаса-Барабаса, хозяина кукольного театра. Но уже сегодня она волнуется, поздравляя знаменитого артиста. И значит, четыре буквы – Этуш – продолжают вторить свою магию на сцене.