01.10.2012 | 11:41

"Судный день" Микеланджело и "Реквием" Верди сквозь призму современных технологий

«Реквием» Верди прозвучал в Кремле на фоне фресок Микеланджело – благодаря современным технологиям. Итальянский постановщик Паоло Мичике представил в Москве свой грандиозный проект «Судный день». Фрески Сикстинской капеллы реалистично воспроизводит трехмерная инсталляция. На сцене – интернациональная команда оперных звезд. Рассказывают «Новости культуры».

На сцене Кремлевского дворца в этот вечер почти триста человек. Почти столько же персонажей сОздал гениальный Микеланджело, когда расписывал стены и свод Сикстинской капеллы. Как будто сошедшие с этих картин – четыре героя – уже из знаменитого Реквиема Верди. Постановка «Судный суд» – это соединение знаменитых фресок столетия XVI, музыки XIX и технологий века XXI.

Режиссер Паоло Мичике во время спектакля не в удобном зрительском кресле, а за пультом. Лично – не просто следит, управляет процессом. Два огромных экрана, десяток проекторов. Здесь не только техническую сторону нужно знать, но досконально – партитуру Реквиема. Каждая картина появляется с точностью до секунды. Зато солистам Паоло Мичике дал полную свободу.

«Они сами знают, что делать и как делать, – говорит Паоло Мичике. – Я не давал им никаких наставлений. Зачем им лишний стресс?!»

Стресса действительно хватало. Всего две репетиции, зато каких. Накануне премьеры со сцены не уходили с 9 утра и до 8 вечера. Паоло Мичике свою постановку называет шоу. С ним, правда, не согласны солисты. Прима Мариинского театра Татьяна Павловская «Судный день» считает самым настоящим спектаклем, где у каждого исполнителя есть свой образ.

«Это библейские образы, непосредственно люди молящиеся, души человеческие», – отмечает певица Татьяна Павловская.

Знаменитый бас Паата Бурчуладзе «Реквием» Верди исполняет уже четверть века. Сторонник традиционных постановок, на эксперименты с классикой он уже давно не соглашается. Но этот «Судный день» воображение певца покорил сразу.

«Я видел очень много, какие-то звукоэффеккты были, светоэффекты были, какие-то постановочные, – говорит Пата Бурчуладзе. – И меня не впечатлило ничего. Но вот спасибо этому режиссеру, который это все поставил, придумал, это действительно очень интересно».

Не устроило солистов, кажется, только одно: они не в полной мере могут насладиться знаменитыми картинами Микеланджело – почти весь спектакль стоят спиной к экранам. В более выгодной позиции оказался дирижер проекта Дмитрий Юровский.

«Вот картины, это же не просто кто-то в компьютере создал, это произведения искусства сами по себе, которые гораздо старше, чем сам “Реквием”, – отмечает дирижер. – И поэтому они, конечно, действуют уже визуально очень сильно. И сразу какие-то воспоминания о своем собственном посещении Ватикана».

На московской сцене – только одно представление. Жутковатое название публику, конечно, не отпугнуло. Сам режиссер в своем «Судном дне» не видит ничего апокалиптичного. И поставил его отнюдь не из-за грозного предсказания календаря майя. Просто так сошлось – гениальная музыка и гениальные изображения, которые, он считает, будут еще долго восхищать публику.

Читайте также:

В Кремлевском дворце прошла презентация неординарного шоу