28.01.2005 | 15:56

"Признаки Одессы" на Московской биеннале

Минувшим днем в рамках биеннале в Москве появилась еще одна площадка для современного искусства – на этот раз в государственном музее архитектуры Щусева. Два проекта, дающие возможность в полной мере осознать, что такое призраки, и что это за странные существа такие – люди – работы специального гостя биеннале из Франции Кристиана Болтански и израильская художница Михаль Ровнер. Рассказывают "Новости культуры".

Если сильно увеличить изображение и долго-долго смотреть, можно увидеть. Человечество. Или ДНК. Или броуновское движение. Или все что хотите. А можно и не интерпретировать, а просто смотреть – именно на этом способе восприятия своих инсталяций настаивает израильская художница Михаль Ровнер.

Михаль Ровнер, художница: "Что я ищу? Основу всего, основной код реальности. А разве художники и ученые не занимаются одним и тем же – копают и копают, чтобы глубже проникнуть в реальность. Художники просто предлагают посмотреть на все с другой точки зрения".

Другой участник московской биеннале – Кристиан Болтански - предлагает не докапываться до основного кода реальности, а уходить от нее. В сны, например, или фантомы. Это даже не проект. Там где темно и покойно, и только шорохи шагов и ветра – там призрак. Вернее, призраки Одессы – так названа инсталляция Болтански.

Кристиан Болтански, специальный гость биеннале: "Это скорее такой сон-память. Я никогда не был в Одессе, да и в Москве впервые. И знаете, Россия – очень фантомная страна".

Интересно, что Кристиан Болтански бросил школу в 12 лет, больше нигде не учился и занимался искусством. Живет в парижском пригороде, приходит в свою студию по утрам и ничего не делает. Иногда ездит в Париж. А теперь вот в призрачную заснеженную Москву привез призрачную инсталляцию. А Одесса – это потому что у Кристиана дедушка из Одессы.

Так что можно выбирать – у кого жизнь повторяет искусство, на чем еще Оскар Уайлд настаивал, а у кого – искусство жизнь. Ну а сами организаторы считают, что основная цель биеннале:

Федор Павлов-Андреевич, со-организатор биеннале: "Показать, какая альтернатива может быть жизни. Потому что искусство – это альтернатива жизни".