28.01.2005 | 16:07

Открытие Первой Московской биеннале. Наш материал

Открылась долгожданная Первая Международная Московская биеннале современного искусства. В течение месяца десятки художников из нескольких стран будут представлять свои работы в десятках выставочных залов Москвы и ближайшего Подмосковья. Одна из основных площадок – "большой красивый, красный дом похожий на дворец". Здание музея Ленина на Красной площади. Там состоялось и официальное открытие Биеннале. Корреспондент "Новостей культуры" начинает обзор выставок своим материалом.

Нынче в Музей Ленина, дом, где некогда располагалась Московская городская дума, который обветшал, и вызывал только сложные вопросы у властей, на которые ответы дать было некому – выстроилась такая очередь, что даже те, кто когда-то здесь бывал, - протирают от изумления очки.

Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии: "Как зритель, мне многое не нравится, многое вызывает недоумение, многое вызывает одобрение".

Если говорить о своевременности того, что нынче творится (от слова "творчество") двух шагах от Кремля, то, что происходит ,важно для России также, как международный кинофестиваль, конкурс Чайковского и "Золотая маска". Это укрепление внутри. Забивание свай, если хотите – дорожные работы. Если говорить о внутренней стороне кольца – Первая московская биеннале – сразу, с рождения, по масштабам, объемам, представительствам и именам, становится вровень если не с венецианской, то с нью-йоркской и лондонской точно. По количеству площадок, жанровому размаху и серьезной несерьезности. Точнее, легкости.

Никас Сафронов, художник: "Часто то, что русскими придумано, потом Запад использует, трансформирует".

Андрей Бартенев, художник: "Наконец-то мы имеем свой профессиональный праздник … горят глаза".

"Диалектика надежды" - именно так объявлен основной проект, в котором у авторов разных стран, разных социальных слоев, разных языков и вероисповеданий есть общий фокус – переживания отдельного человека. Психоаналитики могут восторженно открыть рот и не задавать вопросы у инсталляции "Синих носов" из России, Саадана Афифа из Франции, или Юн-Нгуен-Хацушиба, представляющего Вьетнам и Японию через Америку. Московская биеннале не пролог – серьезное начало.