01.02.2005 | 00:10

Выставка "Бубновый валет"

1 февраля 2005 года в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка "Бубновый валет". Более 120 произведений из фондов ГТГ, ГРМ, ГМИИ им.А.С.Пушкина, пятнадцати региональных музеев, Фонда Культуры "Екатерина" и частных собраний образуют уникальную по полноте и выразительности экспозицию, демонстрирующую творчество мастеров знаменитого художественного объединения начала XX века.

Выставка в ГТГ завершает выставочный проект, начатый в Монако в 2004 году и продолженный в Русском музее Санкт-Петербурга.

Проект, по признанию многочисленных критиков, стал "событием сезона". Каждая экспозиция проекта отлична от остальных. Основной задачей выставки в Монако, проходившей под названием "Художники "Бубнового валета": между Сезанном и авангардом", было впервые широко представить на Западе творчество мастеров "Бубнового валета", а также вписать искусство этого объединения в европейский контекст.

В экспозиции ГРМ ""Бубновый валет" в русском авангарде", где была предпринята попытка реконструировать выставки объединения, прослеживалась история развития "Бубнового валета", определялось его место в русской живописи начала XX века. Издательством "Palace Edition" был выпущен каталог на русском и английском языках.

Выставка в ГТГ, озаглавленная "Бубновый валет", представляет третью версию проекта. Она призвана сфокусировать внимание на том целостном явлении, которое заключает в себе это понятие. Помимо легендарного эпатажа, "Бубновый валет", в первую очередь, - красивая, темпераментная, богатая по цвету и сложная по фактуре живопись, очень "московская" по своей природе, отмеченная тем, что критик Я.Тугендхольд назвал "здоровой влюбленностью в яркую плоть и кровь вещей".

Основное внимание выставки сосредотачивается на главных фигурах объединения: Петре Кончаловском, Илье Машкове и Аристархе Лентулове и их творчестве 1910-х годов. Дополнена экспозиция картинами менее известных и порой забытых участников движения (например, работами Альфреда Мильмана и Алексея Моргунова), а также произведениями мастеров, для которых участие в выставках объединения стало лишь эпизодом в собственных радикальных художественных поисках. При этом и Михаил Ларионов с Наталией Гончаровой, и Казимир Малевич, и Владимир Татлин представлены работами именно бубнововалетского периода.

В основе построения экспозиции - тематический принцип. Работы группируются по жанрам и сюжетам, объединяются той или иной художественной проблемой. Такой способ подачи материала дает возможность для интересных, порой неожиданных сопоставлений, столкновений, аналогий и параллелей.