01.02.2005 | 19:43

К столетию со дня рождения художника Бориса Смирнова-Русецкого

В 1927 году в Нью-Йорке проходила выставка группы русских художников "Амаравелла". Выставка, которую организовал для своих учеников Николай Рерих. Выставка, в которой принимал участие Поль Гоген. Нью-йоркская экспозиция положила начало мировой известности художников, называвших себя космистами. Основателю группы "Амаравелла"- живописцу Борису Смирнову-Русецкому - был тогда 21 год. "Амаравелла" в переводе "несущий свет", "творческая энергия". Выставка работ Бориса Смирнова-Русецкого – к 100-летию художника – открылась в петербургском музее нонконформистского искусства. Рассказывают "Новости культуры".

20-е годы прошлого века. Время громких научных открытий Циолковского. Именно тогда возникает оригинальное направление в живописи - "Космизм". Именно тогда начинает все громче звучать имя Бориса Смирнова-Русецкого и название группы художников "Амаравелла", лидером которой он стал. Сегодня в музее нонконформистского искусства – пейзажи, зарисовки скал, отдельных деревьев. Через все это художник пытался передать ощущение космической гармонии. Простые сюжеты с непростой идеей.

Евгений Орлов, ученик художника, куратор выставки: "Вы знаете, в этом отношении Борис Алексеевич похож на китайских или японских художников, которые выбирают простой сюжет, а потом вкладывают в него всю силу духовного восприятия".

Но что-то помимо космической гармонии "звучит" в его работах. Что-то неуловимо похожее на стиль Николая Рериха. Его "творческий почерк" близок группе "Амаравелла".

Евгений Орлов, ученик художника, куратор выставки: "Они были его духовными последователями. Первую книжку свою, "Этическое учение", Рерих подарил именно членам "Амаравеллы". Они сохранили это на протяжении всей жизни…"

Необычная техника картин так же была подсказана художнику Николаем Рерихом. Многослойная пастель Смирнова-Русецкого отличается особой светопрочностью. Именно это помогло хорошо сохраниться работам 20-ых-30-ых годов, несмотря на то, что бумага тогда использовалась не лучшего качества. Однако техника, как и форма, всегда были для мастера вторичны. На первом месте – желание передать идею, эмоции.