01.02.2005 | 19:55

Выставка "Бубновый валет": путешествие из Монако в Москву

Прежде чем попасть в Москву, выставка "Бубновый валет" проделала путь из Монако в Петербург. Перемещаясь из одного места в другое, экспозиция претерпела изменения в самой концепции. Если для Запада приманкой стали такие понятия, как "Сезанн и авангард", а в Северной столице "валетовцев" показали в контексте двадцатых годов, то в Москве, там, где появилось это объединение , решили продемонстрировать свою версию - представить "Бубновый валет", как целостное объединение. Рассказывают "Новости культуры".

Выставку открывают автопортреты знаменитой тройки - Кончаловского, Машкова, Лентулова. Именно им принадлежит идея нового объединения "Бубновый валет". С первой же экспозиции, открывшейся в 1910-ом году, его участники заявили о себе как о скандальной, эпатирующей публику группе. Они раскрашивали друг другу лица, да и краски выбирали яркие, звонкие, темпераментные, от которых подчас рябило в глазах. Впрочем, эту яркую, броскую палитру они унаследовали от фольклора, лубка, уличных вывесок, которые они видели на базарах и площадях Москвы. Некоторые из "Бубнововалетовцев" увлеклись Востоком. Но уже через два года многие из художников начали подражать известным французским мастерам - Матиссу, Дерену, Ван-Донгену, с искусством которых они знакомились не только в Париже, но и в Щусевском собрании. Петр Кончаловский заявлял:

Ирина Вакар, куратор выставки: " Я хотел противопоставить излюбленной многими художниками миловидности, привязанности и причесанности портрета то, что обычно считается безобразным, но то, что на самом деле является чрезвычайно красивым".

Конечно, красивыми портреты " валетовцев" можно назвать лишь условно. Их самих интересовала, прежде всего, живопись, от которой идет мощная энергетика.

Ирина Вакар, куратор выставки: "Акцент шутливый, задорный, дерзкий, он чувствуется зрителем, особенно, если сравнивать с салонным традиционным искусством".

К этой выставке было сделано специальное освещение и выкрашены стены, так что картины предстали в самом выгодном свете. Когда-то во Франции выражение "бубновый валет" означало обманщик и плут, но московское объединение художников, взявших для себя это название, подчеркивало молодость и горячую кровь искусства. Выставка завершается карточной серией Ольги Розановой, которая была участницей выставок "Бубнового валета". Правда, на ее картине представлена "Бубновая дама".


Выставка "Бубновый валет"