01.02.2005 | 20:13

"Костромская икона"

Научная реставрация и всестороннее изучение костромской иконы, которые длились с 1960-х по 1990-е годы, дали основание специалистам говорить об огромном вкладе, который внесла в историю русской культуры иконописная традиция Костромы. Достаточно сказать, что в числе штатных изографов Оружейной палаты в XVII веке числилось 70 костромских иконописцев. Тогда же сложилась и местная иконописная традиция, яркий стиль, который костромским мастерам удалось сохранить и в последующем XVIII веке, когда светская живопись стала активно влиять на искусство церковное. "Костромская икона" - так называется выставка, открывшаяся сегодня в "Новом манеже". На ней впервые представлено сто произведений иконописи, созданных в Костроме и костромских землях с XVI – по начало XIX века. Рассказывают "Новости культуры".

Труженики, зачастую потомственные изографы, костромские мастера были всегда, что называется, нарасхват. Многим из них с середины XVII века пришлось забыть о спокойной оседлой жизни. Штатные работники Оружейной палаты, они надолго отбывали в Москву: писали в столице иконы, поновляли росписи в соборах Кремля. Случалось, что сетовали.
Светлана Каткова, искусствовед Костромского художественного музея: "О том, что каждый из них прослужил по вызовам в Оружейную палату
не менее 20 лет, а то и более!"

Так чем же так славилась костромская иконописная традиция? Этот стиль, что сформировался под влиянием и длительного созерцания удивительного образа Богоматери Феодоровской, святыни, обретенной Костромой еще в XIII веке, и в результате равнения на лучшие образцы иконописи, которые в XVI веке вкладывали в храмы и монастыри города представители царской семьи и боярского рода Годуновых".

Светлана Каткова, искусствовед Костромского художественного музея: "Очень много травного письма, вот этих декоративных элементов. Любовь к прозрачным, почти акварельно чистым краскам, вот такая мягкость письма".

Момент индивидуального творчества - еще один столп костромской иконописной традиции. Автор иконы "Троица ветхозаветная" - Гурий Никитин Кинешемец. Изограф, чей талант и мастерство особо ценились. А образ Богоматери Казанской написан Григорием Степановым. Авторы других икон, представленных на выставке, неизвестны. Жители Галича, они писали образы, как правило, для костромских и галичских церквей, уютных деревянных храмов с особенным неярким освещением. Оттого и не увидишь здесь золота, лишь серебро, покрытое олифой, и оттого ставшее нежным серо-серебристым.

Светлана Каткова, искусствовед Костромского художественного музея: "Все образы костромских икон… Саму доброту они писали!"