07.02.2012 | 19:42

Семейный конфликт вселенского масштаба на сцене театра "Модернъ"

Театр «Модернъ» представил первую премьеру сезона. В основе спектакля «Пляски» – произведения сразу двух классиков мировой драматургии: «Пляска смерти» шведа Августа Стриндберга и «Играем Стриндберга» швейцарца Фридриха Дюрренматта. Постановку показали на Малой сцене, хотя в спектакле звучат вопросы вполне «вселенского» масштаба. То, что оказалось невозможно выразить словами, режиссер Владимир Агеев «перевел» на язык пластики. Рассказывают «Новости культуры».

За основу постановки Владимир Агеев взял только первую часть пьесы Августа Стриндберга, но и ее пришлось радикально сократить. Действие охватывает события до серебряной свадьбы героев. Этого оказывается достаточно, чтобы обнажить трагические противоречия в жизни одной семьи. По мнению режиссера, они достигают вселенского масштаба.

«Представьте себе, что все, что происходит в мире – войны, катаклизмы, апокалипсисы, происходит из-за того, что люди несчастливы в браке», – говорит режиссер Владимир Агеев.

В мрачной башне на одиноком острове, окруженном морем, по словам самого Стриндберга, воцарилась атмосфера ада. Супруги Элис и Эдгар изо дня в день оскорбляют друг друга, унижают, проклинают. Но вместе с тем страстно любят.

«Мы поместили наш спектакль в пространство между адом и раем. Когда душа находится в мытарстве, и все грехи, которые были там, открываются еще больше. Это как бы такая вечная вражда между мужчиной и женщиной», – поясняет актриса Ирина Гринева.

Проверить этот союз на прочность должен кузен Элис Курт. Режиссер спектакля называет его «чистильщиком», посланным высшими силами. Он должен решить, «закрыть человечество» как неудавшийся проект или все-таки дать ему шанс? Но Курт оказывается вовлеченным в игру любви-ненависти. Под музыку Филиппа Гласса в этой «пляске смерти» они закружатся втроем.

«Он, вроде как, хотел быть со стороны, хотел быть наблюдателем, просто погостить, а погостить не получилось. Пришлось поучаствовать, причем очень неожиданно для него для самого», – замечаер актер Александр Усов.

Сам Стриндберг был трижды женат, и все его браки заканчивались разводом. Драматург даже писал: «Я ищу Бога, а нахожу дьявола».

«Супружеская жизнь – это абсолютный ад, если ты один на один с мужем. Но если есть третий – имеется в виду Бог, если есть милосердие, если есть определенного рода какие-то внутренние остановки, самоосмысление, то может быть», – полагает худрук театра «Модернъ» Светлана Врагова.

Временное перемирие все-таки наступит. Супруги вновь будут любить и беречь друг друга. Но, похоже, это только передышка перед следующей схваткой.