04.02.2005 | 16:46

Предпоследний день на фестивале "Белые Столбы"

В программе фестиваля архивного кино "Белые Столбы" - несколько премьер. Об одной мы уже рассказывали. Это картина Галины Долматовской "ВС – возлюбленная солдата", посвященная актрисе Валентине Серовой. Минувшим днем прошла время для следующей. Зрителям был представлен документальный фильм "Сороковые - большие игры маленьких людей", созданный на основе материалов Госфильмофонда. Об этом и других событиях предпоследнего фестивального дня – рассказывают "Новости культуры".

Фильм опровергает собственное название. "Большие игры маленьких людей": иллюзия полководцев, привыкших смотреть на массы с высоты птичьего полета. У кино есть блистательный способ разрушить эту иллюзию. Крупный план. Низводящий до маскарада так называемые "большие игры". Возводящий в герои – "маленьких людей". Одна улыбка пленного – запечатленная! – гораздо дороже, чем сотни прилежно отснятых (издалека) парадов.

Иван Твердовский, режиссер фильма: "Я вот смотрю: это гетто, хроника. Они ходят какие-то веселые там, радостные. Какой-то обмен. Хотя уже нищета полная. Они меняют там рваные ботинки на рваную рубашку…"

История целого десятилетия, запечатленная на кинопленку. Без кинокадров, давно известных по историческим фильмам. Без закадрового текста: жизнь не нуждается в толковании.

Иван Твердовский, режиссер фильма: "По-моему, там все понятно и без текста. Ну, что объяснять, что 22 июня фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз?"

Премьера фильма, которого не было, еще одно событие этого фестивального дня. Ленту "Спутники" начали снимать в 1947 году, как раз в период так называемого "малокартинья". Режиссеры – молодые дебютанты Граник и Родионова, работавшие под руководством самого Козинцева. Съемки картины о жизни медиков в годы Великой Отечественной войны вскоре были прекращены. Все, что осталось от фильма, – десять минут кинопроб.

Петр Багров, историк кино: "И что замечательно в этой картине актеры играют так, как они не играли в сороковые годы".

Круглый стол "60 лет Победы": попытка осмыслить только что увиденное. А, может быть, и отправная точка для появления новых лент.