04.02.2005 | 20:03

"Круглый стол" на факультете журналистики МГУ

"Русские - странный народ, вернее не народ, а идея народа. И редко какой русский долетит хотя бы до середины этой идеи". Парадоксальное мнение, но во многом справедливое – во всяком случае, отражает неоднозначность проблемы этнической самоидентификации русских. Это подтвердили и участники "круглого стола", прошедшего на факультете журналистики МГУ.

Они обсудили, как формируется в современной художественной культуре и средствах массовой информации образ России, кто и какими средствами его создает, что такое самоопределение русских и что же все-таки означает словосочетание, предложенное еще Достоевским - "русская идея". Как в любом научном споре – оказалось, что однозначного ответа не существует.

Марина Князева, кандидат филологических наук: "Внутренне бесплодный образ страны, где люди гуляют, пьют, это создание образа России на такой мифологии. У нас выдается за национальный характер, и параметры идентификации берутся маргинальные".

Владимир Зайцев, эксперт: "Установили рекорд по пьянству, прощались с советской империей, проигрывая во всем, в том числе и на международных олимпиадах школьников".

Игорь Чубайс, доктор философии, директор Центра по изучению России: "На самом деле России не нужны мифы и идолы, на самом деле нужно патриотическое прочтение собственной истории. Как особое отношение к своему языку, собственной истории, своей культуре".