07.02.2005 | 00:08

"...От Джотто до Малевича"

С 7 февраля по 20 мая в ГМИИ им. А. С. Пушкина будет проходить масштабный международный проект - выставка "Россия - Италия. От Джотто до Малевича", в которой участвуют крупнейшие музеи двух стран.

Основная часть экспонатов демонстрировалась недавно в Риме в Скудерии дель Квиринале, однако состав выставки для Москвы был дополнен как итальянской, так и российской сторонами.

Изначальная идея заключалась в том, чтобы обозначить точки соприкосновения и линии взаимовлияния двух культур, начиная с времен Византийской империи, показав по 50 произведений от каждой страны. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (Санкт-Петербург), старейший художественный музей России, предоставил пять произведений высочайшего уровня; из них - два шедевра из своей постоянной экспозиции - уникальные проектные модели Смольного монастыря (по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли), а также части западного фасада и церкви Михайловского замка (по проекту архитектора В. Бренны). Оба знаменитых итальянских зодчих работали в Санкт-Петербурге ( Растрелли - при императрице Елизавете Петровне, Бренна - при Павле I).

Искусство создания моделей будущих архитектурных построек было пришло в Россию из Европы. Именно модели, всегда существующие в единственном экземпляре, дают нам возможность представить себе первоначальный замысел зодчего во всей его полноте. Модель Смольного монастыря в масштабе 1:62 вырезали из дерева русские мастера под руководством Я. Лоренца в 1750-1756 гг. Согласно пожеланию императрицы, Растрелли намеревался построить перед монастырем колокольню, высота которой должна была в два раза превосходить колокольню Ивана Великого Московского Кремля. Однако, из-за начавшейся войны с Пруссией, а затем и смерти Елизаветы, строительство приостановили на несколько десятилетий. Изящное сооружение в стиле барокко в первой четверти XIX в. заканчивал русский архитектор В. П. Стасов, придавший постройке более спокойные, классицистические черты, значительно изменив замысел итальянского мастера. Модель фрагмента западного фасада Михайловского замка дает возможность полюбоваться тщательностью, с которой неизвестным мастером в конце 1790-х годов в масштабе 1:33 передано великолепное оформление интерьера церкви (в коллекции музея есть и модели других фасадов этого удивительного памятника архитектуры, расположенного в центре Санкт-Петербурга, обнесенного со всех сторон рвами, как средневековые постройки). По повелению хозяина замка в самом начале XIX века, собрание академического музея пополнила целая коллекция пробковых моделей, отображающих облик знаменитых строений античности.

На выставку в ГМИИ Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств дал три модели итальянского мастера Антонио Кики - "Арку Тита на Римском Форуме", половину модели Пантеона и "Водопровод Клавдия на Аппиевой дороге" (1770-е гг.). Модели из пробки были заказаны в Италии Екатериной II для внуков Александра и Константина, изучавших древнюю историю.