07.02.2005 | 19:36

Россия-Италия. Взаимное восхищение

Выставка "Россия-Италия. Сквозь века" с подзаголовком "Взаимное восхищение" только что прошла в Риме. В какой-то степени, это было провокационным названием, ведь в отличие от итальянского искусства, которое оказало влияние на искусство других стран, российское – долгое время существовало в изоляции. И все-таки между итальянцами и россиянами на протяжении веков были точки соприкосновения и между мастерами двух стран велись диалоги. Как это происходило в различные времена, рассказывает выставка "От Джотто до Малевича". Об этом – "Новости культуры".

Итальянцы в России – тема неисчерпаемая. Фиораванти строил соборы Московского Кремля, а Расстрелли и Росси возводили дворцы в Петербурге. Главный художник этой выставки Борис Мессерер придумал концептуальный ход - он объединил различные залы в единое целое с помощью архитектуры. Так получилось, что в апсиде Белого зала оказался Успенский Собор, выполненный на ткани, а с противоположной стороны - модель Смольного монастыря.

Ирина Антонова, директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина: " Вот, скажем, Успенский собор строил Аристотель Фиораванти-итальянский художник. Но что интересно, он явно видел русскую архитектуру, ее формы, такой памятник он не мог создать в Италии".

У итальянского и российского искусства - общие корни - Византия. Правда, итальянцы раньше отказались от своего наследия. Уже в конце тринадцатого века Джотто первым порвал с традицией и создал новый художественный язык. Итальянских художников стали интересовать объем и пространство. А эпоха Возрождения в Италии оказала влияние на все мировое искусство. На выставке представлено по одному шедевру самых известных мастеров - Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Ботичелли. С другой стороны - иконы Андрея Рублева, Дионисия. В России – в это время расцвет иконописного искусства. Правда, существовало оно в изоляции от мирового пространства.

Лидия Иовлева, зам. директора по науке Третьяковской галереи: "Нам нужно было найти некие соответствия каждому столетию. XVII век - век Тьеполо в Италии, а у нас царские изографы Оружейной палаты в Кремле –это Никита Павловец, это Ушаков, парсуны".

С конца XVIII века связи между Россией и Италией становятся более тесными. По манере письма порой трудно отличить портрет или пейзаж итальянского мастера от русского. А в XIX веке начинается настоящее паломничество русских художников в Италию. В это время здесь работает Сильвестр Щедрин, Брюллов, Иванов. Выставка завершается авангардом двадцатого века. Итальянцы и русские ведут диалог о путях развития современного искусства.