09.02.2012 | 09:13

Международный кинофестиваль открывается в Берлине

Берлинский международный фестиваль откроется в четверг исторической драмой Бенуа Жако (Benoit Jacquot) "Прощай, моя королева" (Les Adieux a la reine), где Диана Крюгер (Diane Kruger) играет королеву Марию-Антуанетту, а Леа Сейду (Lea Seydoux) из "Бесславных ублюдков" и "Миссия невыполнима: протокол фантом" - ее фрейлину, сообщает официальный сайт Берлинале.

Фестиваль пройдет с 9 по 19 февраля, но призеров - обладателей "Золотого медведя" за лучший фильм, шести "Серебряных медведей" - за режиссуру, актерскую игру, работу художника и сценарий, - а также приза имени Альфреда Бауэра за новые перспективы в киноискусстве назовут уже вечером 18-го. Судьбу наград определит жюри под председательством британского режиссера Майка Ли, в которое вошли также французский режиссер Франсуа Озон (Francois Ozon), актриса Шарлотта Генсбур (Charlotte Gainsbourg), нидерландский фотограф и режиссер Антон Корбайн (Anton Corbijn), прошлогодний победитель, ныне - претендент на "Оскара", иранец Асгар Фархади (Asghar Farhadi), немецкая актриса Барбара Сукова (Barbara Sukowa), голливудский актер Джейк Джилленхол (Jake Gyllenhaal) и алжирский писатель Буалем Сансал (Boualem Sansal).

Среди 18 конкурсантов одним из самых интересных обещает быть "Пленник" (Captive) филиппинца Брильянте Мендосы (Brillante Mendoza), где группа исламистских террористов захватывает группу заложников - туристов и христианских миссионеров, в том числе, героиню Изабель Юппер.

За Россию отвечает не режиссер, а продюсер: Александр Роднянский привезет в Берлин Билли Боба Торнтона (Billy Bob Thornton) и его "Машину Джейн Мэнсфилд" (Jayne Mansfield's Car), где блестящий актерский состав разыгрывает драму о противостоянии двух семейных кланов - американского (во главе с Робертом Дювалем) и британского (во главе с Джоном Хертом).

Действие происходит на американском Юге в 1969 году. Итальянские классики преклонных годов, братья Витторио и Паоло Тавиани (Paolo Taviani, Vittorio Taviani), получившие "Золотую пальмовую ветвь" в Канне за "Отца-хозяина" (Padre padrone, 1977) и гран-при каннского жюри за "Ночь святого Лаврентия" (Notte di San Lorenzo, 1982), привезут в Берлин полудокументальную историю под названием "Цезарь должен умереть" (Cesare deve morire), снятую в римской тюрьме Ребиббья (Rebibbia) среди пожизненных заключенных. Эта картина рифмуется с представляемым вне конкурса телевизионным проектом Вернера Херцога "Смертники" (Death Row).

У сенегальского режиссера Алена Гомиса (Alain Gomis) в фильме "Сегодня" (Ahujourd'hui) речь тоже идет о смерти, точнее, о последнем дне жизни героя, когда он вспоминает все, что с ним произошло, от самого рождения.

Главная героиня "Табу" (Tabu) португальца Мигеля Гомеша (Miguel Gomes, "Лицо, которое ты заслуживаешь", "Наш любимый месяц август") - лиссабонская старуха со сложным характером, чья кончина дает ее африканской служанке и соседке по площадке возможность узнать кое-что о ее бурном африканском прошлом.

Заодно в картине обыгрывается полузабытая киноклассика, а именно - "Табу" Фридриха Вильгельма Мурнау.

Любимый европейскими критиками немецкий режиссер Кристиан Петцольд (Christian Petzold, "Йелла", "Призраки") покажет "Барбару" (Barbara) c Ниной Хосс (Nina Hoss) в главной роли: его действие происходит в Восточной Германии в конце 1970-х, а главная героиня - доктор, сосланная в глухую провинцию за желание эмигрировать.

Родившийся в Салониках, учившийся в Лос-Анджелесе, живущий в Колумбии и дебютировавший в Канне грек Спирос Статулопулос (Spiros Stathoulopoulos) представит в Берлине фильм "Метеора" (Meteora), в котором речь идет о монахе, увлеченном монашкой из соседнего монастыря и пытающемся наладить с ней коммуникацию при помощи зеркал и солнечных зайчиков.

В последний момент в конкурс добавился китайский эпос Ван Цюаньаня (Wang Quan'an) "Долина Белого оленя" (White Deer Plain), про две семьи, враждующие на фоне краха империи, Второй мировой войны и прихода к власти маоистов. Роман, по которому Ван Цюаньань снимал свой фильм, долгое время был в Китае запрещен за излишне откровенные сексуальные сцены.

Кстати, вне конкурса в основной программе будет еще один китайский эпос - "Цветы войны" (The Flowers Of War) Чжана Имоу (Zhang Yimou) с Кристианом Бейлом (Сhristian Bale). Среди прочих внеконкурсных премьер - киноэксперимент театрального режиссера Деклана Доннеллана (Declan Donnellan) и сценографа Ника Ормерода (Nick Ormerod) "Милый друг" (Bel Ami), где известный по "Сумеркам" Роберт Паттинсон (Robert Pattinson) играет персонажа Мопассана, а аккомпанируют ему Ума Турман (Uma Thurman), Кристин Скотт Томас (Kristin Scott Thomas) и Кристина Риччи (Christina Ricci). Интерес у критиков заранее вызывает предпринятая Стивеном Далдри (Stephen Daldry) экранизация романа Джонатана Сафрана Фойера "Жутко громко и запредельно близко" (Extremely Loud And Incredibly Close) с Томом Хэнксом (Tom Hanks) и Сандрой Буллок (Sandra Bullock).

Специального показа удостоятся уже выходивший в прокат "Нокаут" (Haywire) Стивена Содерберга (Steven Soderbergh) и режиссерский дебют бывшей супруги Билли Боба Торнтона Анджелины Джоли (Angelina Jolie): у спровоцировавшего большой скандал фильма "В краю крови и меда" (In the Land of Blood and Honey) в Берлине будет европейская премьера.

Российские режиссеры, которых нет в основном конкурсе, неплохо представлены в параллельных программах: в "Панораме" (Panorama), где собрано 25 перспективных имен со всего света, покажут "Конвой" Алексея Мизгирева, который прославился после того, как "Бубен, барабан" в 2009-м получил спецприз жюри в Локарно. Сюжет "Конвоя" строится вокруг отношений сбежавшего из части солдата и конвоиров, которые должны вернуть его обратно.

В рамках "Форума" покажут "Завтра" - фильм Андрея Грязева, ставшего из фигуристов документалистом и заснявшего акцию арт-группы "Война", за которую художники получили премию "Инновация".

Кроме того, на Берлинале пройдет ретроспектива фильмов киностудии "Межрабпом", работавшей в советской России с 1924 по 1936 годы и выпустившей такие картины, как "Аэлита" Якова Протазанова (1924) и "Конец Санкт-Петербурга" Всеволода Пудовкина (1927), а также премьера отреставрированной версии "Октября", снятого Эйзенштейном в 1928 году.

На берлинском кинорынке впервые появится объединенный российский стенд, который организовал Фонд кино: там будут представлены "Централ Партнершип", Bazelevs, Art Pictures, ВГТРК, выпускающий "Смешариков" продюсерский центр "Рики", артхаусный прокатчик "Интерсинема" и анимационная студия Wizart.

Большинство проектов, которые будут представлены на стенде, поддержаны Фондом кино. Среди них - уже прошедшая в России заключительная часть франшизы "Бой с тенью" (ЦПШ) и экранизация романа Бориса Акунина "Шпион" с Федором Бондарчуком и Данилой Козловским, которую делает михалковская студия "ТриТэ", а прокатывает - ЦПШ. "Базелевс" покажет "Елки-2" и "негодяя-Светлакова" в "Камне". Art Pictures - политизированную экранизацию романа Минаева "Духless", трехмерный "Сталинград"

Бондарчука и собравший звездный актерский состав сериал "Белая гвардия". "Интерсинема" привозит прекрасно принятый критиками, но провалившийся в прокате фильм Андрея Смирнова "Жила-была одна баба", "Последнюю сказку Риты" Ренаты Литвиновой, "Землю людей" Сергея Говорухина и несколько будущих проектов, ВГТРК - сериал "Жизнь и судьба", который снял автор "Ликвидации" Сергей Урсуляк. Wizart представит два полнометражных 3D-проекта, "Снежную королеву" по Андерсону, выходящую в 2012 году, и "Волки и овцы", которых собираются выпустить в 2014 году.

AR Films Александра Роднянского со своими голливудскими проектами участвует в кинорынке отдельно от прочих компаний.

10 февраля будут определены победители тендера на разработку совместных российско-германских проектов, который российский Фонд кино объявил осенью в кооперации с тремя немецкими организациями - Федеральным комитетом поддержки кинематографии (ФФА), фондом "Медиенборд Берлин-Бранденбург" (МББ) и фондом "Миттельдойче Медиенфердерунг" (МДМ). В общей сложности планируется распределить 200 тысяч евро.

12 февраля на стенде будут обсуждаться дальнейшие планы Франко-российской киноакадемии, а 13 февраля на кинорынке пройдут страновые круглые столы, в том числе стол, посвященный России, где иностранные продюсеры смогут разобраться в системе господдержки и принципах копродукции.