21.02.2005 | 18:31

"Образы русского севера"

Душегреи, кокошники, повойники- мир женского костюма XIX начала XX веков. На этот раз, костюма поморского. "Образы русского севера" - название выставки, открывшейся в центре "Народная галерея". Сарафанные ансамбли Архангельской, Олонецкой и Вологодской земель собирались, что называется, с миру по нитке. В московских сундуках и на столичных улицах. Автор выставки, преподаватель Православного учебного центра "Русские начала", Татьяна Валькова вспоминает, как умоляла московских водителей отдать рушники и кофты XIX века, когда они стекла машин ими протирали. Немало среди экспонатов и почитаемых семейных реликвий. "Образы русского севера" в Москве оказались все-таки с женским лицом. Рассказывают "Новости культуры".

Невеста с Севера века девятнадцатого. Костюм девушка надевала один раз в год на праздник, а следующий раз уже на свадьбу. Рубаху и штофную юбку поморка должна была соткать, сшить и вышить сама. Это мужским сословием принималось как должное и звалось дармовщинкой. То есть даром давалось семье. А вот – девичью повязку и душегрею - покупать приходилось.

Венец невесты с хлобыстием - реликвия одной из московских семей, сразу после этой выставки будет передан Архангельскому музею.

Руки замужних северянок вышивали 200 лет назад и свадебные полотенца. Птицы – символ любви. А барс на подзоре со свадебной кровати – образ жениха. Собиратель Сергей Глебушкин вспоминает, как достался ему этот свадебный рушник.

Сергей завещанное бережет. И хранит еще около 70 народных костюмов в своей малогабаритной квартире. Как делают и все собиратели. И, похоже, не зря.

"Образы русского севера", или мир поморской деревни – выставка с продолжением. Костюмированный Юг и центр России века девятнадцатого - тема следующих экспозиций.