22.02.2005 | 19:41

Завершился фестиваль "Чайковский. В зеркале трех столетий"

Классическую музыку, как, впрочем, и классическую литературу, каждое следующее поколение воспринимает по-своему. Каждая эпоха, каждый век накладывают свой отпечаток на интерпретации всеми признанных шедевров. Ярким примером тому послужил фестиваль "Чайковский. В зеркале трех столетий", завершившийся в Мариинском театре. Его организаторы утверждают, что лишь пунктирно наметили одну из значительнейших исполнительских тенденций этой сцены: От принадлежащей XIX столетию хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова – к популярным в ХХ веке сценическим редакциям и постановкам Константина Сергеева, Юрия Темирканова – и, наконец, к самым недавним премьерам опер и балетов Чайковского, с которыми Мариинский театр шагнул в XXI век. Рассказывают "Новости культуры".

Новый фестиваль Мариинского театра развенчивает мифы. Первый – о том, что классика вечна и неизменна, а значит, интерпретации ее всегда должны сводиться к буквальному следованию за партитурой. Второй, что опера – едва ли не самое консервативное из искусств. Все изменилось. Потому что в музыкальном театре наступила новая эпоха.

Нора Потапова, музыкальный и театральный критик: "В оперу пришла молодежь. И молодежь предъявляет свои требования. Ей надо, чтобы в театре было интересно, чтобы было что-то необычное. Она совсем не стремится узнать классического Чайковского".

Впрочем, классический Чайковский, равно как и Чайковский радикальный, были представлены на фестивале. А закрытие, как и положено, примиряет оппонентов. "Пиковая дама" в постановке Юрия Темирканова близка каждому. Причина проста.

Нора Потапова, музыкальный и театральный критик:" Темирканов все-таки наш современник. Хотя он и делал классический спектакль – барочный, пышный, имперский, тем не менее не бывает так, чтобы современный художник не чувствовал веяния времени".

А пока на сцене кипят страсти, за кулисами спорят о будущем фестиваля. Но Мариинский театр помнит не только о великих композиторах.

Валерий Гергиев, художественный руководитель – директор Мариинского театра: "После Чайковского мы очень серьезно думаем о том, чтобы сделать фестиваль Николая Васильевича Гоголя".

А значит, фестивальную традицию в Мариинском театре ожидает новое, яркое продолжение.