09.02.2012 | 10:27

В Мурманской области отметили Международный день саамов

В Мурманской области широко отметили Международный день саамов. Этот национальный праздник вот уже 20 лет объединяет представителей саамского населения стран Скандинавии и России. Двадцатый век стал настоящим испытанием для этого малочисленного народа. Сейчас возрождение самобытной культуры опирается на чудом сохранившиеся традиции, воспоминания старожилов и немногочисленные архивные материалы. Рассказывают «Новости культуры».

Когда-то саама кормил олень. Это и пища, и транспорт, и материал для одежды. Добравшийся в начале ХХ века до Кольского Заполярья прогресс вытеснил родовые общины с давно обжитых территорий. С началом разработки недр полуострова и строительством ГЭС с карты исчезли целые селения. А вместе с ними стали угасать и исконные промыслы - оленеводство, рыболовство, охота. В прошлое начала уходить и самобытная саамская культура, и саамский язык.

«У нас была ставка при институте повышения квалификации учителей, у нас начало действовать саамское радио, но сегодня все это сошло на нет, – рассказывает заместитель председателя Саамского парламента Нина Афанасьева. – Надо проводить курсы, но кто же будет делать это, на это тоже нужны деньги. И мы, куда не повернемся, по-русски говоря – везде клин».

Память о древней саамской культуре по крупицам собрана в местных краеведческих музеях. Многие экспонаты переданы саамскими общинами. Это предметы быта, украшения, одежда, старинные шамшуры – головные уборы, украшенные орнаментом. Возрождением народных промыслов занимаются энтузиасты, которые перенимают у старожилов секреты работы с кожей, мехом, оленьими шкурами.

«Все эти экспонаты, которые здесь присутствуют – это не какие-то там экзотические изделия – это те, которые носят как бы повседневную нагрузку», – говорит председатель совета представителей коренных малочисленных народов севера Мурманской области Андрей Яковлев.

В конце прошлого столетия на грани превращения в «музейный экспонат» оказался саамский язык. Ситуация с его сохранением осложняется тем, что у российских саамов существует четыре сильно разнящихся диалекта, да и многие произведения саамских писателей до сих пор не опубликованы.

«Деятельность современных общин, прежде всего, направлена на то, что бы содействовать восстановлению языка, культуры, традиционного хозяйства, которое существовало в течение многих столетий, – рассказывает заведующая сектором отдела истории Мурманского краеведческого музея Екатерина Орехова. – И сейчас это пытаются восстанавливать, возрождать».

Ощутимую помощь в сохранении языка кольским саамам оказывают соплеменники из Скандинавии. Сегодня в саамских поселках немало подвижников. Они работают над учебниками саамского языка, организуют его изучение в школах, проводят национальные праздники. Утраченная память, хоть и трудно, но восстанавливается.