09.02.2012 | 10:44

В столице прошел концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Нино Роты

Еще при жизни он приобрел мировую популярность благодаря своей музыке к фильмам ФеллиниВисконти, Дзеффирелли, Копполы, Бондарчука. Лишь немногие за пределами Италии знают, что Нино Рота – автор ряда опер, балетов, симфоний и камерных произведений. В декабре прошлого года исполнилось 100 лет со дня рождения композитора. Этой дате Большой симфонический оркестр имени Чайковского посвятил свой концерт. Рассказывают «Новости культуры».

Уже три десятилетия словосочетание «репетиция оркестра» ассоциируется не только с тем, что происходит в данный момент на сцене, но и с фильмом Феллини. И, соответственно, музыкой Нино Роты. На протяжении 27 лет Нино Рота писал для Феллини, создавая музыкальный антураж картины, и, главное, неповторимую атмосферу каждого фильма. Да и сама по себе музыка Нино Роты хороша, что еще раз подтвердил этот концерт,

Знаменитые мелодии из знаменитого фильма Феллини «Дорога» зажили своей жизнью в самых престижных академических музыкальных залах.

«У Нино Роты фантастически точное понимание картинки, – считает дирижер из Австрии Гюнтер Нойхольд. – Абсолютное совпадение его музыки с тем, что происходит на экране. Это крупный композитор, прекрасно владеющий оркестровым письмом. По мастерству я могу его сравнить с Прокофьевым. И, кстати, он писал не только для кино. У него есть прекрасные сочинения для оркестра».

Одно из них – «Фортепианный концерт До мажор», один из трех, написанных композитором, прозвучал в Большом зале консерватории. Одно то, что этот концерт Нино Рота писал для знаменитого итальянского пианиста Артуро-Бенедетти Микеланджели, говорит о статусе композитора. Правда, Микеланджели концерт не сыграл.

«Это не его концерт, – говорит пианист Александр Гиндин. – Микеланджели – интроверт, а концерт открытый, поэтичный ироничный».

Первым исполнителем стал франко-итальянский пианист Альдо Чикколини. А в этот вечер Концерт пополнил репертуар Александра Гиндина. Это не первое обращение пианиста к музыке Нино Роты.

«В прошлом году играл «Трио» Роты, – рассказывает пианист. – Он был страшно плодовитый. Был ярым вундеркиндом, премии получал. Первую ораторию в семь лет сочинил. Рано начал сочинять, много успешно. Богом дано».

Сочинения Нино Роты, написанные в академических жанрах, уступают по популярности кино-опусам. Но сам композитор считал разделение музыки на легкую и серьезную искусственным. «Понятие легкости существует только для слушателя музыки, но не для творца», – говорил он.