25.02.2005 | 19:06

Премьера балета "Болт" в Большом

В апреле 1931 года передовики производства Ленинграда, парторги заводов и балетные критики побывали на генеральном прогоне балета Шостаковича "Болт". Увиденное оставило у них негативное впечатление. Композитора и хореографа Лопухова заподозрили в пародировании советской действительности. До следующих показов на публику дело не дошло. Спустя семь десятилетий в Большом театре "Болт" поставил Алексей Ратманский. Премьера - сегодня. И судя по прогону – он состоялся накануне - судьба этого спектакля будет куда более удачной. Рассказывают "Новости культуры".

"Болт" на время потеснил традиционных персонажей балетного мира. Урбанизация вторглась в хрупкий мир принцев, фей и сильфид. Впервые на сцене Большого театра священнодействует рабочий класс. Инженеры, сталевары, машинистки, чертежники, уборщицы запускают новый цех. Традиционная символика и призывы тех лет. Художник спектакля Семен Пастух под впечатлением от книг по наглядной агитации 20-х годов создал на сцене Большого настоящий завод. Железные кулисы, работающие механизмы, шестиметровые фигуры сварщиков – фантомы уже не оперы, а балета. Танцоры пребывают в мире машин.

Анастасия Яценко, солистка балета: "Когда мы увидели пространство завода, оно нас покорило".

Семен Пастух, художник спектакля: "Антибалетные декорации делал нарочно".

Из трех актов, задуманных Лопуховым в 31-м, Алексей Ратманский оставил два. Основные акценты сделаны на кордебалет. Характерные танцы отданы главным персонажам спектакля. Схематичных, безликих героев Ратманский наделил человеческими страстями.

Алексей Ратманский, балетмейстер спектакля: "Без любви трудно сделать нечто, что бы тронуло публику".

Идейным комсомольцам Марии и Яну противопоставлен Димка….Впрочем, он не разгильдяй, скорее жертва обстоятельств, персонаж, не вписавшийся в то время.

Денис Савин, солист балета: " Если бы родился в наше время, был бы нашим человеком".

Поставив "Светлый ручей" Ратманский был уверен, что его следующая работа "Болт". Избежать повторений в хореографии оказалось нелегко. Часть музыки Шостакович перенес из "Болта" в "Светлый ручей".