25.02.2005 | 19:19

Премьера в Большом. Наш корреспондент заглянула за кулисы

В эти минуты на Новой сцене Большого театра начинается балет "Болт". Постановку легендарного балета Шостаковича осуществил Алексей Ратманский. "Болт" - самый эпатажный, амбициозный и дорогой проект Большого. Чего только стоят (в прямом и переносном смысле этого слова) декорации, созданные художником Семеном Пастухом. Художник – обладатель "Золотой маски" за декорации к опере "Семен Катко". Для "Болта" он придумал огромный и бессмысленный станок и роботов, передвигающихся по сцене. Как работает вся эта махина? Выясняла корреспондент "Новостей культуры".

Сцена без света, без артистов, с неподвижными декорациями – как выброшенный на берег океанский лайнер… Но этого зритель не увидит. Первым делом публике предъявят занавес. В театре про него говорят - "хулиганский". Дальше – больше. В Большом поселились семиметровые роботы с горящими глазами и странной пластикой.

По версии художника Семена Пастуха, роботы делятся на две категории – трезвые и пьяные. Трезвые стоят, двигаются и даже танцуют. Пьяные – просто сидят.

Семен Пастух, художник спектакля: "Он двигается радиоуправляемо, как детская машинка, при помощи джойстика. Очень большой, но двигается самым примитивным способом. Можно двинуть чуть-чуть".

Свои декорации Семен Пастух называет "сознательно антибалетными". "Болт" - это вам не феи с сильфидами... Железные монстры рядом с хрупкими человеческими телами. Монстры, кстати, только из зала кажутся железными…

Семен Пастух, художник спектакля: "Они сделаны из фанеры и присыпаны опилками и покрашены. Нормальные театральные материалы".

Эпатировать публику Семен Пастух не собирался. Просто было очень интересно. Когда хореограф Алексей Ратманский позвонил ему из Копенгагена в Нью-Йорк и предложил поработать над декорациями к производственному балету Шостаковича, художник начал изучать литературу двадцатых годов. Роботы-сварщики появились после прочтения книги "Наглядная агитация и оформление революционных праздников".

Над сценой фантазер Семен Пастух повесил огромную лампочку из оргстекла. На сцену водрузил огромный станок. Шестеренки двигаются, трубы выпускают пар…

Семен Пастух, художник спектакля: "Я придумал, что нужно сделать такой бессмысленный завод, который работает сам по себе, для того, чтобы зажечь лампочку. Все эти передвижения всего-навсего, чтобы зажечь лампочку Ильича".

Все подчинено идее – у декораций свой, отдельный балет. Самое сложное здесь – добиться идеальной координации и синхронизации. Кулисы искоренили как класс. Артисты медленно, но верно преодолевают сценический дискомфорт.

Алексей Ратманский, хореограф: "Ведь артисты всегда прячутся за кулисами и для них это норка, в которую можно забежать, отдохнуть, вытереть пот, помяться, растянуть ноги. Потому сейчас, когда все время на виду, об этом надо помнить и напоминать, что их все время видят".


Премьера балета "Болт" в Большом