25.02.2005 | 20:46

Ретроспективная выставка работ Дмитрия Бальтерманца

Поэт – Пушкин, композитор – Чайковский, фотограф – Бальтерманц. Так – и, в общем, без особой иронии, говорили о Дмитрии Бальтерманце, когда хотели показать место этого человека в отечественной фотографии. В архиве Бальтерманца – десятки тысяч снимков. Лучшие из них хранят зримый образ страны - ее людей, вождей, бед и радостей. У него был свой неповторимый стиль, и потому искусство Бальтерманца интересно и в наше время, хотя сюжеты многих его работ остались в прошлом. Причем, это искусство интересно не только нам. В Европейском Доме фотографии в Париже открылась ретроспективная выставка работ Дмитрия Бальтерманца. Рассказывают "Новости культуры".

Имя Дмитрия Бальтерманца хорошо известно на Западе, и во Франции его выставки бывали не раз, но столь полная ретроспектива фотографий Бальтерманца здесь представлена впервые.

Около 150 снимков - в основном те, которые сам Бальтерманц считал наиболее для себя характерными. Они буквально светятся в полутемноте залов Европейского дома фотографии. Иллюстрации к летописи страны советов, от войны до перестройки. Иногда – живые, иногда – с глянцем.

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: "Бальтерманц творил мифы, и действительно 50 лет СССР жил мифами Бальтерманца, визуальный образ СССР формировал Бальтерманц. Это еще и открытие фотографа очень высокого европейского класса".

Жан Люк Монтероссо, директор Европейского дома фотографии: "Это очень большой мастер. А мне лично в Бальтерманце нравится эпический размах его творчества".

Знаменитое "Горе" - фотография была обнародована спустя 20 лет после войны, и посетители международной выставки в Гамбурге отдали ей первое место. Ведь война обернулась трагедией для всех наций. Долго ждала своего часа и другая фотография – в советской прессе была негласная установка - не показывать людей, покалеченных на фронте. А многие снимки Бальтерманца удалось напечатать только после перестройки.

Татьяна Бальтермац, дочь фотографа: "В роли папарацци он никогда себя не ощущал. Но щелкая фотоаппаратом в режиме нон-стоп, он имел фото, которые не проходили в журналах, проходил абсолютный официоз".

Узнаваемые лица, реалии советских времен, нотка ностальгии по безвозвратно ушедшему времени – редкое наслаждение для ценителей фотоискусства.

Пол Харбо, коллекционер советской и русской фотографии, США:
"Это очень зрелищная выставка. Автор предлагает свой личный взгляд на полувековую историю Советского Союза, взгляд художника и мыслителя".

Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии: "Вот эта дистанция между тем, что он видит, и тем, как он это осмысливает, она делает эти работы для нас актуальными, но не этнографически, а тем, что они ведут с нами диалог и позволяют осмыслить день сегодняшний".