28.02.2005 | 14:48

Конкурсная программа фестиваля "Дух огня"

На кинофестивале "Дух огня" 24 часов явно не хватает, чтобы увидеть все и успеть на все события. Уже начал свою работу клуб детского и юношеского фильма "Твое кино", состоялись презентации венгерской и канадской программы дебютов. Открылась программа "Российский дебют", и уже появились первые зрительские оценки. Ведь именно зрители голосуют за лучший фильм в этой программе. Пока лидирует фильм "Первые на луне" Алексея Федорченко. Однако, главным и самым интригующим кино-событием, безусловно, остается конкурс. И хотя соревнование только началось, в кулуарах уже говорят о возможных претендентах на призы. Среди лидеров упоминается канадская лента "Твист" и фильм "Остров возрождения" Рустама Абрдрашова (Казахстан), который был удостоен гран-при фестиваля "Киношок" в минувшем году. В конкурсную борьбу вступили российские кинематографисты. Первым стал фильм "Апокриф: музыка для Петра и Павла" режиссера Адель Аль-Хадада. Рассказывают "Новости культуры".

Фильм Адель Аль-Хадада вызывает весьма противоречивые чувства, от сильного неприятия до вполне искренних восторгов, кто-то не выдержал и пяти минут в зале, кто-то признался после просмотра, что открыл для себя Чайковского как личность. Равнодушных же не было.

Сценарий "Апокрифа" написал Юрий Арабов еще в 96-м году, тогда же Адель Аль-Хадад и заболел им, решив обязательно снять фильм. И почти 10 лет искал деньги, продюсеров, возможности, чтобы сделать свое кино. Несколько дней из жизни Петра Чайковского, который заехал в гости к сестре в деревню Каменку. В истории, которую рассказал Юрий Арабов, все исторически точно, и все совершенно не так. Акценты смещены с собственно Петра Чайковского на его окружение. На сестру, ее мужа, брата мужа, деревенского священника, да и вообще на жителей деревни Каменки. Как говорит режиссер, этот фильм мог бы быть снят и о Толстом, и о Достоевском. Гений в фильме не главное действующее лицо.

Адель Аль-Хадад, режиссер: "Интересовала меня вот эта проблема взаимоотношения гения и маленьких людей".

Есть в этом фильме и еще один факт, который может, как раздражать зрителя, так и нравится. Это намеренное смешение жанров и стилей. Тем, кто любит историко-биографические ленты, смотреть "Апокриф" не рекомендуется.

Как, видимо, любой кино-дебют, "Апокриф" кино не ровное. Здесь несколько финальных точек, и все-таки фильм не имеет логического завершения, здесь есть моменты сильно затянутые, а иногда создается ощущение, что чего-то не досказали. И все-таки эта лента рассчитана на зрителя думающего и чувствующего. Возможно, такой зритель поймет, почему только с Моцартом мог вести диалог Чайковский, пусть мысленный, но диалог равного с равным.



Открытие кинофестиваля "Дух огня"

К столетию со дня рождения Лео Арнштама