01.03.2005 | 00:00

На экране - история глазами детей

1 марта 2005 года - премьера документального цикла "Российская история глазами детей" .
Документальный сериал "Российская история глазами детей" снят по заказу ГТРК "Культура" студией "СВС".
Автор сценария проекта – Лилия Боровская.
Продюсер Евгений Сулла.

Фильмы основаны на детских дневниках, письмах, воспоминаниях, школьных сочинениях. Фильмы проекта охватывают почти столетие: с середины ХIX века до 30-х годов ХХ века.

Достоверностью сериал обязан уникальным историческим материалам: использованы фотографии из семейных архивов, рисунки и открытки, редкие детские игрушки, подлинные предметы быта. В фильмах использованы редкие хроникальные кадры.

Как возникла идея представить российскую историю глазами детей? Дети видят и воспринимают окружающий мир не так как взрослые, под другим углом зрения. Непосредственная реакция на добро и зло, правду и ложь, доброту и жестокость окружающей жизни позволяют взглянуть на многие события прошлого по-новому. Детский взгляд на жизнь – искренний, бескомпромиссный – заставляет взрослых пересмотреть свои поступки, лежащие в основе всех исторических событий. Дети живут по своим законам – игры "взаправду" и жизнь "понарошку", а в играх, мечтах, снах и страхах отражается мир взрослых. Творят историю, конечно, не дети, но именно они несут ее тяжкое бремя на своих хрупких плечах.

"Отправной, точнее, болевой точкой фильма стала для меня война в Абхазии, - рассказывает автор сценария Лилия Боровская. - В 1992 году я поехала в Абхазию снимать документальный фильм по заказу ВВС. Я увидела, в каком трагическом, иногда безвыходном положении оказываются дети – самые хрупкие и ранимые члены общества – в период исторических потрясений. Детям приходится тяжелее всего! Я познакомилась там с несколькими малышами, которые решили уйти из страны, захватив с собой только любимые игрушки. Конечно, их быстро вернули, и они снова оказались в раскаленном пекле войны… Взрослые не задумываются о том, что при любых общественных катаклизмах в первую очередь страдают дети, что этот страшный груз они будут нести всю свою жизнь. Говорить об этом, тем более, говорить с экрана - очень тяжело, но не говорить нельзя!
Работая над сценарием фильма, я убедилась в том, что дети не делят друг друга на "красных" и "белых". Они играют все вместе, трагическое размежевание, ценой которого для многих становится жизнь, происходит позднее. Дети наследуют веру отцов. Они берут духовную, идейную эстафету от нас и несут ее дальше…
Действие сериала главным образом происходит в ХХ веке. В прошлый век Россия вошла неторопливым устоявшимся многодетным семейным укладом. Традиции воспитания и образования были отработаны веками. ХХ век разрушил национальные семейные устои. Последствия этого страшного разрушительного процесса сказываются сегодня и в политике, и в экономике, и во всех других сферах жизни общества.
Конечно, наш фильм не изменит безответственного и зачастую жестокого отношения к детям. Но заставит, мы надеемся, задуматься о той ответственности, которую общество и каждый из нас несет перед теми, кто только вступает в жизнь. И, как всякое искусство, документальный сериал, прежде всего, апеллирует к чувствам – чувству вины, чувству ответственности, чувству справедливости".

Читайте также:

Анатолий Приставкин: "Можем ли мы создать для наших детей цветной мир?"

Лариса Романовская. В лучшем из миров. Антимиф на ГТРК "Культура"

Детство как убежище и детство как сопротивление