01.03.2005 | 17:18

Реликвии музеев Дагестана. Специальный материал

Слово "музей" в древней Греции означало дом, посвященный богиням-покровительницам поэзии, искусств и наук. Иными словами - обитель муз. Века не поменяли главного смысла. Современный музей – это тоже дом, где хранятся лучшие произведения художников, памятники истории и культуры – то, чем гордится любой народ, и готов нести с собой из прошлого в будущее. Сегодня "Новости культуры" рассказывают о бесценных реликвиях музеев Дагестана.

Объединенный исторический и архитектурный музей Дагестана, как визитная карточка. В залах - уникальные образцы самобытной культуры всех народов страны гор. Экспонаты рассказывают об укладе жизни и быте горцев, их отношениях с внешним миром. Прежде всего, с соседями - Грузией и Арменией. Не минуло Дагестан и нашествие монголо – татар, а в XIV веке сюда вторгались полчища "Железного Тимура". Шашка Тамерлана – один из самых уникальных экспонатов музея. Многое посвящено теме - Дагестан и Россия .

В истории отношений Дагестана и России чаще всего упоминается Кавказская война времен Имама Шамиля. Но началось все гораздо раньше. Еще в 1722 году часть дагестанских князей добровольно присягнула на верность российской короне.

Об этом событии рассказывает картина Франса Рубо "Вступление Петра I в Дагестан". С именем Петра связано и основание столицы республики, Махачкалы.

Заира Кильдеева, главный хранитель музея: "На место будущего города вступил Петр, оглянулся, посмотрел. Увидел, что это удивительно удобное место и сказал, что здесь будет город".

Это не единственная работа Рубо, хранящаяся в дагестанских музеях. Посетителей Музея изобразительных искусств встречает фрагмент первой российской панорамы "Штурм аула Ахульго". К сожалению, это почти все, что осталось от гигантского полотна кисти Рубо, размером 120 на 12 метров.
Русская школа живописи оказала огромное влияние на творчество художников Дагестана. Один из их ярких представителей, ногайский художник Сраждин Батыров. Выставка его картин сейчас экспонируется в музее. Ногайцы - этнос уникальный даже для Дагестана. Их культура относится к цивилизации кочевников, и это отражается в работах Батырова.
Главная проблема музея - недостаток площадей. Сотрудникам приходится периодически сворачивать постоянную экспозицию, чтобы проводить выставки.

Татьяна Петелина, заместитель директора музея: "Мы стараемся их делать много, разнообразные, как прикладного, так и изобразительного искусства, потому, что хотелось бы, чтобы дагестанцы знакомились с сокровищницей нашего музея".

Говоря о культурных сокровищах Дагестана, невозможно не упомянуть о Дербенте. Одному из древнейших городов мира - 5 тысяч лет. Центр Дербентского музея- заповедника - цитадель "Нарын-Кала". Ее стены видели многих завоевателей: от древних римлян до войск султанской Турции. Но ворота древней крепости открылись далеко не всем. Только Петру I дербентцы отдали ключи от города без боя.

Как памятник исключительной историко - культурной ценности Дербент включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Предстоят большие работы по реставрации. Они уже активно ведутся, но как всегда не хватает средств.

Назим Касумов, директор музея-заповедника: "Мы не смотрим - дает государство деньги или нет. У нас огромный музей заповедник, где работают патриоты своего дела, 120 человек. И мы все силы прилагаем, чтобы не только поддержать, но и сохранить национальное достояние Российского государства".

Помимо "обители муз", слово музей имеет еще одно значение. Это группа людей, объединенная общими интересами. Цель музейщиков - сохранить культурное наследие и передать его следующему поколению. Но оно должно быть готово принять этот дар.



Дагестанский театр оперы и балета. Специальный материал

О танцевальном искусстве Дагестана