01.03.2005 | 17:30

Проект "Рефлексия" - в ГЦСИ

В Государственном Центре современного искусства проект "Рефлексия". Слово это емкое и многозначное. Одно из его значений – отражение. Кроме того, рефлексия означает способность и стремление человека к осознанию и анализу собственной интеллектуальной и творческой деятельности, к отслеживанию собственных душевных движений. Рефлексия – не только одно из ключевых понятий в современном творческом словаре, но и один из основных инструментов в практике современного искусства. На одноименной выставке мир рефлексии представлен как иллюзорный, обманчивый, подвергнутый искажению и мистификациям, мир. Рассказывают "Новости культуры".

Пожалуй, такое количество разных зеркал можно увидеть лишь на выставке "Рефлексия". Ведь чаще всего мы оцениваем самих себя, глядя на свое отражение. А оно бывает разное, в зависимости от собственного состояния и от того, куда мы смотрим. Юрий Альберт превращает королевство кривых зеркал в балетный зал, но вытягивает его пространство так, что оно становится похожим на коридор. Так что чувствуешь себя зажатым между множеством зеркал.

Михаил Миндлин, куратор выставки: "Неизвестно, что правильно, тот мир, который мы видим, или отраженный в зеркале. В этом вопрос искусства, вопрос рефлексии, самопонимания, самоосознания".

Еще к одному зеркалу, висящему на массивных дверях, ведет ковровая дорожка. Кажется, что за ними - чей-то дворец. Но вот кому он принадлежит?. К зеркалу приклеены маленькие усики, то ли Гитлера то ли Чаплина – загадка для зрителей. Провокационные вопросы ставит перед посетителями Владимир Куприянов. Его волнует категория времени, так что он прошлое проецирует на будущее, используя для этого старые снимки. Любительские фотографии превращаются в пластические объекты. Большое значение для художника имеет тень, которая придает новое качество фотографии.

Владимир Куприянов, художник: "В отражении теряется принцип документальности. Там она становится графичной. Фотография на пленке все равно фотография. А здесь этот принцип уже не подходит".

Поводом для рефлексий Ирины Кориной стал ночной подъезд. Когда входишь в дом, идешь по прогибающемуся под ногами полу и вдруг видишь изображение на потолке, фиксируемое камерой наблюдения. Подняв голову вверх, забываешь о неустойчивости пола. Так что рефлексии на этом не кончаются.