01.03.2005 | 17:40

Запоздалое детище холодной войны – на фестивале "Новое кино Италии"

Пребывание в Москве Восьмого фестиваля "Новое кино Италии" продолжается. Напомним, что это гастролирующий фестиваль. До Москвы он проходил в Нью-Йорке и Сан-Франциско, сейчас остановка в России, в Москве и Питере, а потом фестиваль пройдет в Амстердаме. В его программе – только "молодое" кино, дебютные и вторые фильмы многообещающих режиссеров. Одним из таких "многообещающих" признан Давид Гриеко, итальянский журналист и писатель, и (может это немаловажная подробность) – внук Руджеро Гриеко, одного из основателей Компартии Италии. На просмотре дебютного фильма Давида Гриеко "Эвиленко" побывал корреспондент "Новостей культуры".

Запоздалое детище холодной войны. Можно предположить, что именно такие фильмы несколько десятилетий назад должны были показывать агентам ФБР – для знакомства с национально-психологическими особенностями предполагаемого противника.

Фильм с говорящим названием. "Эвиленко" - от английского "evil" – дурной, злой. "Энко" - не что иное, как привычное окончание украинских фамилий. Герой фильма – маньяк и убийца с такой фамилией, явный прототип которого – Андрей Чикатило. В начале девяностых итальянский журналист Давид Гриеко, теперешний кинорежиссер, исследовал историю Чикатило и даже приезжал в Россию, чтобы понаблюдать за его судебным процессом.

Симптомы душевной болезни героя – это симптомы всей советской действительности. Прозрачная и с первого кадра понятная, даже графически оформленная мысль: серп и молот, вписанный в одну букву названия фильма.

Что заставило появиться этот фильм теперь, в начале двадцать первого века – вопрос, над которым стоит подумать. Может быть, историческая память? Вечный страх просвещенного Запада перед диким Востоком?..