09.02.2012 | 19:05

Выставка иллюстраций Шемякина к стихам Высоцкого открыта в северной столице

Выставка иллюстраций Михаила Шемякина к стихам Владимира Высоцкого открылась сегодня в Строгановском дворце Санкт-Петербурга.

Экспозиция приурочена к выходу в свет книги Михаила Шемякина "Две судьбы". Она посвящена дружбе художника и поэта. Шемякин назвал эту книгу "своеобразным художественно-графическим памятником Владимиру Высоцкому и его творчеству". Специально для этого издания он создал 41 иллюстрацию к стихам Высоцкого. Эта цифра неслучайна: количество графических работ соответствует возрасту, в котором поэт ушел из жизни. На выставке можно увидеть рисунки к стихам "Спасите наши души", "Райские яблоки", "Набат", "Смерть истребителя" и многим другим, а также иллюстрацию к прощальному стихотворению Высоцкого "Как зайдешь в бистро-столовку", которое он адресовал Шемякину. На этом рисунке художник изобразил себя.

Идея проиллюстрировать песни Высоцкого пришла к Шемякину уже после смерти поэта, поэтому сам Высоцкий не смог оценить, насколько художник смог выразить в графике настроение его песен. В годы их дружбы, напротив, Высоцкий создавал свои произведения на основе впечатлений от встреч с Шемякиным, посещения его мастерской в Париже, знакомства с его творчеством; немало стихов он посвятил самому художнику.

"Конец охоты на волков - это посвящено Шемякину. И я придумал эту песню из-за него. "Купола" - этим я тоже обязан ему. Это для него. И самая серьезная моя тема - "Я был слаб и уязвим"! Миша! Это ты мне дал эту идею", - признавался Высоцкий в письме 1977 года Шемякину. Оно также стало экспонатом выставки в Русском музее. Выставка дополнена фотографиями Высоцкого, которые сделал Шемякин у себя в парижской мастерской, и кадрами совместной фотосессии Шемякина и Высоцкого, исполненной французским фотографом Пьером Бернаром.

Владимир Высоцкий познакомился с Михаилом Шемякиным в 1974 году, вскоре после женитьбы на Марине Влади. Художник знакомил поэта с теми литературно-художественными произведениями, о которых невозможно было узнать в СССР в силу идеологических причин. Поэт же помогал художнику открывать мир российского быта, недоступный в те годы Шемякину, выдворенному из Советского Союза в начале 1970-х годов.

Читайте также:
Две судьбы: Высоцкий и Шемякин