09.02.2012 | 19:38

Петербург услышит "Евгения Онегина" в трактовке Сергея Прокофьева

Капелла Петербурга готовится к грандиозной премьере «Евгения Онегина» в музыкальной трактовке Сергея Прокофьева в концертном исполнении. Это сочинение написано в 1936 году. Тогда, к предстоящему столетию со дня смерти Пушкина, Александр Таиров готовил постановку оперы в Камерном театре. Но режиссера обвинили в «замаскированных вылазках против революции», и спектакль света рампы так и не увидел. Теперь, спустя почти восемьдесят лет, сочинение Прокофьева впервые прозвучит со сцены. Идут последние репетиции. Рассказывают «Новости культуры».

Прокофьев не собирался вступать в соревнование с великим композитором, но был уверен, что некоторые сцены в опере Чайковского были незаслуженно упущены. Например, вещий сон Татьяны.

На репетиции дирижер Владислав Чернушенко и автор постановки Александр Чепуров еще раз тщательно сводят симфоническую музыку с текстом и звучанием хора.

«Это такая небольшая вокальная мелодия, которая несколько раз появляется, причем все время отдельно. И мысль Прокофьева в том, что эти голоса или люди отдельно, и им никогда не удается соединиться в дуэт», – поясняет Владислав Чернушенко.

Когда заканчиваются строки Татьяны или Онегина, вступают музыканты. Только голос народного артиста России Николая Мартона может свободно звучать одновременно с оркестром. Мартон исполняет главную роль – поэта.

Если у кого из слушателей возникает ощущение, что тема ему знакома, это не ошибка. Во-первых, на Западе эту музыку, исполняли на концертах и даже использовали в кинофильмах. Во-вторых, Сергей Прокофьев не хотел, чтобы его музыка к «Онегину» осталась лишь на бумаге. Он включил некоторые фрагменты в оперу «Война и мир».

«Например, тема Татьяны, которая стала темой Наташи Ростовой. Вальс, несколько музыкальных пейзажей, которые были исполнены в этой опере. То есть, когда мы слушаем, то многое и многое оказывается знакомо», – говорит Александр Чепуров.

Ко дню премьеры «Евгения Онегина» в зале были восстановлены два бюста музыкантам и руководителям придворной Певческой капеллы Дмитрию Бортнянскому и автору гимна «Боже Царя храни» Алексею Львову. Они вернулись на свои места спустя век. Партитура Прокофьева тоже долго ждала своих исполнителей. Теперь многое зависит от того, захочет ли публика принять другого Онегина, созданного гением не XIX, а ХХ столетия.

Читайте также:
Петербург услышит музыку Прокофьева к "Евгению Онегину"