04.03.2005 | 19:28

Выставка "Дмитриев. Мейерхольд. Петербург"

"Воскресение", "Последняя жертва", "Пиковая дама", "Три сестры" - вот лишь несколько спектаклей, которые оформлял театральный художник Владимир Дмитриев. Сам мастер говорил о себе: "Я художник романтического типа, часто постановки мои нервны и недоделаны, но почти всегда удаются места психологического характера". Дмитриев – ученик Мейерхольда. И, хотя совместных постановок было немного, художник почитал мастера до конца жизни. В этом можно убедиться на выставке "Дмитриев. Мейерхольд. Петербург". Она открылась в музее-квартире режиссера. Рассказывают "Новости культуры".

Все начиналось с этих работ. В 1916-м юный Владимир Дмитриев пришел в петроградскую студию Всеволода Мейерхольда, где готовил эскизы к экспериментальным спектаклям. Юношеские рисунки из семейного архива впервые оказались на выставке.
Мейерхольд – в жизни Дмитриева – фигура знаковая.

Петр Меркурьев, актер, внук Вс. Мейерхольда: "Владимир Владимирович Дмитриев колоссально чувствовал театр и понимал, что такое режиссер в театре. И очень чувствовал и, видимо. У них были взаимные импульсы".

При этом, совместных спектаклей было всего два. От постановки "Норы" Ибсена не сохранилось ничего. Спектакль "Зори" представлен набросками, эскизами, макетами декораций. А ведь совместных постановок могло быть намного больше. Несостоявшийся альянс – спектакль "Ревизор". Эскизы были уже готовы. Но сотрудничество Мейерхольда и Дмитриева прервалось. Сказался сложный характер режиссера. В 30-е годы Дмитриев несколько раз брался за "Пиковую даму". Костюмы и декорации перекликаются с мейерхольдовским "Маскарадом". И это в то время, когда даже имя режиссера не всякий решался произнести.
В 40-е годы в эвакуации Дмитриев продолжает оформлять спектакли. А еще пишет картины. На них – Петербург, каким его запомнил художник. И темный, расплывчатый силуэт Мейерхольда. В то время Дмитриев еще не знал, что режиссер был расстрелян в сталинских лагерях.

Наталья Манерова, куратор выставки: "Дмитриев вообще хотел написать роман о Мейерхольде. И, кстати, эта выставка является иллюстрацией вот к этому незаконченному, ненаписанному роману Дмитриева.