05.03.2005 | 15:50

Финал конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире"

"Остров орхидей", "Русская Швейцария", "Музей арестантского быта" - все это может в ближайшем будущем удивить россиян и привлечь зарубежных туристов. 46 музейных проектов прошли в финал конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире". Его уже второй раз проводит Благотворительный фонд Владимир Потанина при участии Министерства культуры и массовых коммуникаций. И цифры говорят о том, что интерес к конкурсу не ослабевает: если в прошлом году жюри рассмотрело 450 заявок, то в этом уже более 500. Средний их уровень значительно вырос. Об этом шла речь на пресс-конференции, прошедшей сразу после очередного заседания жюри. Рассказывают "Новости культуры".

Вот как решаются судьбы проектов – путем открытого голосования членов жюри, среди которых – известные музейщики, культурологи, журналисты, представители министерства и фонда. Свежие идеи сортируют по шести номинациям: туризм, образование, совместные проекты, социальные сервисы, новые формы экспозиции и музейные исследования. География проекта и солидная репутация музея значения не имеют.

Сергей Зуев, проректор Московской Высшей школы социальных и экономических наук: "Жюри было склонно поддерживать те проекты, которые имеют не только сугубо профессиональную музейную природу, но те, которые способны оказать некое влияние на окружающее пространство".

В конце марта финалистов соберут на традиционный семинар, где они смогут пообщаться со специалистами и навести лоск на свои проекты. Лучших жюри назовет в мае. Результат двухступенчатой схемы очевиден: участники семинара прошлого года сегодня – реальные претенденты на грант. Но есть и новички, такие, как авторы проекта "Помой- ка" из Твери.

Наталья Самойленко, заместитель Генерального директора Благотворительного фонда В.Потанина: "Там есть два смысла – помойка в прямом смысле и помой-ка через дефис. Две задачи – разбудить в человеке художественное мышление и очистить наши города".

Живые орхидеи станут экспонатами экологического музея в Иркутской области. В Клину хотят создать экспозицию "Чайковский – Денди русской классической музыки" - извлечь из запасников предметы туалета самого элегантного из композиторов, озвучить рассуждения Петра Ильича о красоте, восстановить парфюмерную композицию его любимых духов. А в Павловском посаде ищут новые пути представления своей коллекции– так, чтобы все это двигалось, и можно было потрогать и даже принять участие в изготовлении знаменитой шали. Это лишь часть перспективных проектов. Многие музеи намерены сотрудничать не только друг с другом, но и с театрами, библиотеками, детскими домами.

Геннадий Вдовин, директор музея-усадьбы "Останкино": "Все то, о чем мечталось, постепенно происходит – музей перестает быть кладбищем искусства и становится активно работающей социальной институцией, каковой и должен быть".