10.02.2012 | 09:44

Дискуссия профессионалов: "Московский театр: что нам со всем этим делать?"

«Московский театр: что нам со всем этим делать?» – такова тема серии дискуссий, которые проводит Союз театральных деятелей. Заголовок прямо указывает на то, что разговор - не абстрактный, вполне конкретный, буднично деловой. Внутренней драматургии в этой теме не меньше, чем в самом театре. В преддверии предстоящих реформ проблем много, и каждая требует решения. Тем, кто пришел накануне в СТД – режиссерам, руководителям театров, критикам, журналистам, представителям власти, было что сказать. И у каждого свое видение ситуации. Рассказывают «Новости культуры».

Один из самых больных вопросов – критерии, по которым государство будет или не будет поддерживать театральные проекты – пока остается без ответа. Индекс таланта или художественной ценности измерить трудно.

«Все говорят про прекрасное и возвышенное, но у каждого оно разное, – говорит Александр Коручеков, заместитель художественного руководителя театра имени Маяковского. – И здесь какой-то критерий – это, наверное, только совесть».

«Главное – избегать вкусовщины, – считает режиссер Сергей Женовач. – Вот это мне нравится, а мне не нравится. Избегать этого. Если это интересно, своеобразно – помогать. Потому что все меняется, все движется».

Без новых театральных идей, без новой эстетики развитие тетра невозможно. Невозможно оно и без помощи молодым режиссерам, без новых открытых театральных площадок – пока Москва может похвастаться лишь Центром имени Мейерхольда. Нельзя забывать и о социальных гарантиях – без них переход на контрактную систему рискует стать бесчеловечным.

«Речь идет о том, как обустроить пожилых, людей, которые дали театру и искусству очень многое, – говорит председатель СТД Александр Калягин. – Мы, к сожалению, не затронули сегодня еще массы проблем, взаимоотношения творческого руководителя и директора, творческие проблемы, как оценивать театр – мы только кинули эти идеи, в дискуссию, но они не были еще даже услышаны».

Глава департамента Москвы по культуре Сергей Капков говорит – пришел, прежде всего, послушать, чтобы лучше понять. Бюджет города на финансирование театров – 11 миллиардов в год – увеличиваться пока не будет – значит, нужно вместе решать, как распределять имеющиеся средства. Пока есть понимание: что-то придется менять.

«У нас есть большие репертуарные театры, где большие труппы, где бюджетное финансирование на один билет составляет 8 тысяч рублей на каждый, – говорит Сергей Капков. – То есть, понимаете логику, когда зритель покупает билет, 8 000 рублей еще на этот билет мы доплачиваем от государства. Это огромнейшие деньги. И здесь в каждой ситуации нам придется индивидуально делать».

Индивидуальный подход – ключ к театральной реформе, уверены большинство участников дискуссии. Во многом, поэтому для перехода к конкретным шагам потребуется еще не одно обсуждение.

«Ничего нового я, к сожалению, не услышал, но, тем не менее, все равно собираться надо, – говорит режиссер Евгений Каменькович. – Мне очень понравилось, что Барташевич поднял вопрос о театральных профсоюзах – они то есть, то нету, поскольку я уже понимаю, что какие-то изменения будут, и какая-то контрактная система как-то она будет, и я подозреваю, что будет много проблем, то лучше эти проблемы – прежде всего социальные – упредить».

Все, что прозвучало во время дискуссии – теперь своего рода информация к размышлению перед следующим раутом переговоров. Которые обязательно состоятся.

Читайте также: 

Столичные театральные деятели обсудили острые проблемы