10.02.2012 | 10:38

75 лет Ансамблю народного танца Игоря Моисеева

«Половецкие пляски» или матросский танец «Яблочко», греческие «Сиртаки» или патетические «Партизаны». Эти танцы, ставшие классикой, сегодня знает весь мир благодаря ансамблю Игоря Моисеева. Датой рождения коллектива принято считать 10 февраля 1937 года, когда в Москве, в здании Дома учителя в Леонтьевском переулке Игорь Моисеев провел первую репетицию с группой энтузиастов, состоящей из 35 человек. Именно с ними он и основал новый жанр в мировой хореографии – народно-сценический танец. Вот уже 75 лет коллектив является высочайшим брендом России и эталоном для всех, кто занимается народным творчеством.

Смотрите на телеканале «Россия-Культура»:

19 февраля - программу «Нас поздравляет Россия» (начало в 18:40) - телеверсия юбилейного вечера к 75-летию прославленного коллектива, в котором приняли участие народные танцевальные коллективы из Чеченской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Татарстана, Калмыкии, Башкортостана. А также Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Государственный хореографический ансамбль «Березка», Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски им. А.В. Александрова, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова.

26 февраля - программу «Нас поздравляет мир» (начало в 15:30) - телеверсия юбилейного концерта к 75-летию коллектива, в котором принимают участие сам Ансамбль имени Игоря Моисеева и коллективы из ближнего и дальнего зарубежья: Национальный академический ансамбль танца Украины им. П. Вирского, Ансамбль танца Республики Казахстан "Салтанат", Ансамбль танца Республики Беларусь, Азербайджанский ансамбль песни и танца им. Ф. Амирова, сербский национальный ансамбль народного танца "Коло", ансамбль танца "Гонвед" (Венгрия), Болгарский ансамбль танца им. Ф. Кутева, ансамбль "Мазовше" (Польша).
 


Рассказывают «Новости культуры»:

Воинственный македонский танец и праздничный сербский. Репетиция без концертных костюмов, но по композициям можно различить национальные характеры. Теперь моисеевский цикл танцев славянских народов пополнили эти постановки молодого болгарского хореографа Живко Иванова.

«Мы с ним много общались, входили в контакт, и объясняли, что наше исполнение требует других нюансов, – рассказывает педагог-репетитор школы-студии, народный артист России Виктор Никитушкин. – Чтобы это было не фольклорное не чистое исполнение, как танцуют в народе, а добивался, так сказать, более классического исполнения».

Виктор Никитушкин сам протанцевал в ансамбле 20 лет. Теперь воспитывает молодых. За 75 лет в коллективе сменилось шесть поколений артистов. Для всех Игорь Моисеев и сегодня остается Учителем.

«Такого хореографа как Моисеев нет, – считает художественный руководитель, директор ансамбля, народная артистка России Елена Щербакова. – Он единственный первый твердо знал, что хотел сделать, всегда шел впереди на шаг того, что происходило в стране и вообще в мире».

В конце 30-х годов у первого коллектива профессионального народного танца не было своего зала. Их отовсюду выгоняли, называя «сокрушителями паркета». Пока сам Сталин не отдал распоряжение предоставить Игорю Моисееву репетиционное помещение (сейчас это зал имени Чайковского).

В 1955-м ансамбль впервые выехал за рубеж на гастроли – это была поездка в Париж. «Первый Париж, было много эмигрантов старых, по улицам невозможно было ходить, люди ждали часами, чтобы выйти, посмотреть, дотронуться», – вспоминает вдова хореографа Ирина Моисеева.

Восторженно принимали и в Китае – газеты писали, что моисеевцы исполняют национальный танец с лентами лучше самих китайцев. Но артисты не только знакомили публику с танцевальным фольклором. Они задавали моду. Так, после показа «Гопака»» дамы в Европе обратили внимание на красные сапоги, а после номера «Партизаны – на барашковые шапки. Это вообще - особый танец.

«Когда «Партизаны» выходят на сцену – все задают один и тот же вопрос: «Вы что на роликах?». А потом когда они снимают бурки – видно, что это ноги, что это делают люди первый ход. И это восторг – вздох всего зала – это приятно всегда», – говорит Елена Щербакова.

«В танце важно расставить знаки препинания», – любил повторять Игорь Моисеев. И танцевальная речь его артистов и сегодня безукоризненна. На их выступления, как и 75 лет назад, не достать «лишнего» билетика.

Читайте также: 

Моисеевский ансамбль народного танца отмечает 75-летний юбилей