10.02.2012 | 10:49

Сегодня исполняется 175 лет со дня смерти Пушкина

«Пушкин – наше все», – сказал о великом русском поэте Аполлон Григорьев. А Василий Ключевский отметил: «О Пушкине говорили много, но сколько бы ни говорили, кажется мало, хочется сказать больше, а когда скажешь много, ощущение, что сказал не то». Действительно, о Пушкине написано столько, что попытка сказать что-то новое непременно соприкоснется с уже существующей точкой зрения. Однако исследователи снова и снова продолжают обращаться к биографии Александра Сергеевича. А режиссеры и актеры создают вереницу ярких образов поэта на сцене и на экране. У каждого из них свой Пушкин. Рассказывают «Новости культуры».

В 1973 году актер Рамзес Джабраилов играл самого Пушкина, но думал как пушкинский Ленский – падет ли он, стрелой пронзенный. Джабраилов, и, правда, был под прицелом. По задумке Юрия Любимова лучник из зрительного зала должен был пронзить листок со стихами в руке Джабраилова.

«Прострелил он первый раз кончик листа этого белого, второй раз и третий раз он мне прострелил оба пальца насквозь, – вспоминает Джабраилов. – И мало того там зашили, я сел в машину приехал в театр, а был как бы антракт и продолжил с повязкой играть».

Спектакль «Товарищ, верь», взорвал театральную Москву. Легенда Таганки – там было все – стихи Пушкина, его проза, его письма, его любимые фразы. Таганка, тогда под пристальным вниманием властей, записи спектакля не сделано, есть лишь редкие кадры. Иван Дыховичный в роли – тоже Пушкина. Александра Сергеевича у Юрия Петровича Любимова играли сразу пять человек. Взвалить «наше все» на кого-то одного, режиссер не решился.

«Я мог разные грани брать от них, в чем они сильны, и вкупе они давали через тексты Александра Сергеевича представление об этом удивительном человеке, преждевременно убитого глупым французом, который не знал на кого он руку поднимал», – говорит Любимов.

Где-то в районе Черной речки Дантес выстрелил, не дойдя до барьера одного шага. 21-й вызов на дуэль – для Пушкина роковой. Сергей Безруков на экране восстановил последние дни жизни, а на сцене прожил целых 12 пушкинских лет. В спектакле, поставленном по пьесе отца, самая сложная сцена – встреча с императором. Безрукову за Пушкина здесь больно – столько унижений. Самое трудное время – долги, запрет на издание, анонимки, любовь-нелюбовь Натали.

«Я думаю, он хотел достичь того самого семейного счастья, но не достиг его, – говорит Сергей Безруков. – Может быть, из-за того что ему не хватило времени насладиться этим счастьем. У него было много детей, у него была любимая жена, но он был слишком занят, чтобы прокормить семью, как мне кажется. Но, опять же, это мой взгляд непрофессионала, несмотря на то, что я много читал, но я актер, могу интуитивно чувствовать».

Режиссер Андрей Хржановский Пушкина не играл и не ставил, взял его в художники. Три анимационных фильма снял по рисункам Пушкина. У поэта их почти две тысячи. Рисовал много, прямо в рукописях, подписывал редко, даты ставил часто. Пейзажи с натуры, портреты по памяти, в анфас и профиль – себя, представление о себе имел критическое.

«Существует около 40, по-моему, автопортретов, и он настолько точно знал свое лицо и умел его воспроизводить, что когда мы, случайно снимая посмертную маску, спроецировали ее на серию рисунков, то мы увидели полнейшее до миллиметра совпадение вот этого абриса», – рассказывает Хржановский.

На то, как Василий Лановой читает любимого своего поэта, собираются залы. Строчки, вроде бы знакомые каждому – вдруг начинают жить, врезаются, и уже навсегда остаются. Сколько всего оставил Пушкин, – Лановой до сих пор удивляется – тому кто, так любил жизнь и с детства думал о смерти. Того, кого еще при жизни называли гением – актер когда-то играл, но в этот день об этом вспоминать не хочет. О Пушкине Василий Семенович, предпочитает говорить его стихами:

«И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать».

Читайте также: 

День памяти Александра Сергеевича Пушкина