11.03.2005 | 20:56

Театры Кабардино-Балкарии

Живые источники национальной культуры. Так часто называют театры национальных республик России. Ими гордятся, на их спектакли приглашают гостей, их приводят в пример, когда говорят об уровне развития этноса. Но сами деятели театра сегодня далеки от патетики. В Кабардино-Балкарии два национальных театра Кабардинский и Балкарский, а проблемы сходны. Какие именно? Об этом в материале из Нальчика корреспондента "Новостей культуры".

Валерий Балкизов, директор Кабардинского драматического театра имени А.Шогенцукова: "Театр, к сожалению, не окупается. Это все знают".

Мухарби Калабеков, директор Балкарского драматического театра имени К.Кулиева: "Нас всегда ждут. Но, к сожалению, та же участь, что и у всех остальных. Они не платежеспособны".

Две реплики, словно из хорошо известной пьесы. Так начинается разговор с деятелями театра республики.

Два народа - Кабардинский и Балкарский; две культуры - адыгская и тюркская; два театра, две труппы - забота одна.

Мухарби Калабеков, директор Балкарского драматического театра имени К.Кулиева: "Я один район обслужил Черегский, потратил 14 тысяч на бензин, для того, чтобы 7 сел объездить, дать спектакли. На сегодняшний день уже 4 месяца прошло, я не могу получить денег. В селах нет денег".

Как, впрочем, и нет такого директора, который при случае не пожаловался бы на их отсутствие. История с нехваткой средств так же стара, как фабула пьесы "Эдип", которая идет на сцене Кабардинского театра имени Шогенцукова.

Лучшие актерские кадры театра - выпускники Щукинского училища. Труппе пока еще по плечу и классический, и современный репертуар. Но если к рампе есть кому выйти, то за кулисами - настоящий кадровый голод.

Роман Добагов, главный режиссер Кабардинского театра имени Шогенцукова: "Катастрофически не хватает театральных художников. Нет профессиональных зав. постов, гримеров, художников по костюмам".

У коллег из Балкарского театра положение сложнее. Будь их завпост трижды профессионалом, применить знания негде. Театру отдали бывший Дом политпросвещения. На этой сцене только партактивы проводить – нет ни круга, ни колосников, ни другого специального оборудования.

Юрий Балкаров, председатель СТД Кабардино –Балкарии: "При совершенно архаичных театральных сценах, которые не могут реализовать элементарных театральных вещей, нельзя думать о каком-то продвижении".

Хрустальная мечта обоих театров – новое здание Театрального центра. Фундамент уже заложен, но без денег из Москвы сюда еще долго не ступит нога зрителя. А ведь для двух основных этносов республики национальные театры не только развлечение.

Валерий Балкизов, директор Кабардинского театра имени А.Шогенцукова: "Было время, когда на кабардинском языке говорил только наш театр, чуть-чуть радио и одна газета".

Магомед Атмурзаев, главный режиссер Балкарского театра имени К. Кулиева: "Это национальное достояние обоих наций. Это лицо народа и Кабардинского и Балкарского - его театр. Поэтому, надо, наверное, особое внимание уделять национальному театру".

Национальные театры не потеряли своего значения как культурного феномена. Они продолжают быть единственными для своих народов и заменить их не чем. Они могут только быть или не быть.