10.02.2012 | 15:45

Творческие эксперименты на Берлинале

Постоянно обращаться к новым темам и предоставлять возможность иного взгляда на мир – таково кредо Берлинского кинофестиваля. В компании крупнейших киносмотров он самый чувствительный к творческому эксперименту, самый внимательный к авторскому высказыванию. Жюри возглавляет классик британской социальной школы Майк Ли. В его внушительной коллекции фестивальных наград есть «Золотой леопард» из Локарно, «Золотой лев» из Венеции и даже каннская «Золотая пальмовая ветвь». В конкурсе – 18 лент, но и в других программах есть на что посмотреть. Рассказывают «Новости культуры».

В тройке крупнейших европейских фестивалей Берлинале – единственный зимний. Звезды выходят на красную дорожку не на променад, как в Венеции или Каннах, а на пробежку, почти не реагируя на крики фотографов. «Прощай, моя королева» с Дайан Крюгер в роли Марии-Антуанетты накануне открывал программу.

Сегодня вечером, но вне конкурса, покажут номинированный на «Оскар» фильм «Жутко громко и запредельно близко» с Томом Хэнксом и Сандрой Буллок. Знакомый квест про золотой ключик, который достается 10-летнему мальчику от отца, погибшего во Всемирном торговом центре. И где та дверь, которую он открывает?

Анджелина Джоли приехала в Берлин с режиссерским дебютом «В краю крови и меда» про любовь сербского солдата и мусульманки. Для голливудских знаменитостей серьезное кино – едва ли не единственный пропуск на Берлинале, с его отрицанием развлекательных жанров.

«Невозможно серьезно рассматривать кино вне политического и социального контекста. Точно так же, как нельзя не учитывать его художественные и кинематографические достоинства. Наше жюри состоит из людей слишком интеллектуальных, чтобы забыть про это», – говорит председатель жюри фестиваля, режиссер Майк Ли.

Россия представлена в конкурсе продюсерской работой Александра Роднянского. Вместе с режиссером Билли Бобом Торнтоном они сняли «Машину Джейн Менсфилд». Семейная драма с элементами черного юмора про то, что англичанин американцу не товарищ, особенно если они были женаты на одной женщине.

Человеческие истории, эмоции и конфликты – об этом весь Берлинале. Из восемнадцати фильмов конкурсной программы только «Детские игры» испанца Антонио Чаварреса сняты не в жанре драмы. Это добротный хичкоковский хоррор, развивающий начатую еще «Оменом» тему демонического ребенка.

Ко времени, когда все сюжеты для кино были новыми, отсылает ретроспектива картин Межрабпомфильма. Образованная в год смерти Ленина советско-германская студия – в числе пионеров международной кинокооперации.

«Есть очень интересные фильмы, которые мы совсем не знали. "Путевка в жизнь" – первый советский звуковой фильм. Но для меня особенно интересно это документальное кино, которое никогда не видели здесь, в Германии. Межрабпомфильм сделал очень много фильмов в новом стиле и в новой тематике. И это даже сегодня очень интересно. Это построило целую традицию нового советского кино и нового немецкого кино», – отмечает куратор ретроспективы «Красная фабрика мечты» Александер Шарц.

В 20-х годах прошлого века все кино было, в некоторым смысле, экспериментом. В программе Берлинале под это понятие попадает лента «Цезарь должен умереть» Паоло и Витторио Тавиани. Это еще одна постановка шекспировской трагедии. Актеры – реальные заключенные римской тюрьмы, и, по мнению критиков, жюри Берлинского кинофестиваля вряд ли не заметит эту историю античного преступления и современного наказания. 

Все материалы темы «62-й Берлинский международный кинофестиваль»>>>