16.03.2005 | 12:04

Знаменитый Жан Гийю выступил в Доме музыки

Мощный орган Московского международного Дома музыки явно не будет простаивать. Презентация инструмента прошла в декабре прошлого года, и сразу вслед за этим начались концерты, а теперь и фестиваль, который представляет пять национальных органных школ – Германии, Франции, Великобритании, Италии и Швейцарии. Накануне в Светлановском зале выступил знаменитый французский музыкант Жан Гийю. В программе Бах, Лист и собственные сочинения. Знатоки говорят, что игру маэстро нужно не только слышать, но и видеть. Рассказывают "Новости культуры".

Ученик и наследник традиций Марселя Дюпре и Оливье Мессиана - Жан Гийю сочетает в себе композитора и органиста, органиста церковного и светского. Более 40 лет являясь официальным органистом церкви святой Евстафии в Париже, он на концертной эстраде превращается в яркого эффектного концертанта, способного выявить самые разнообразные колористические и драматические возможности инструмента. Жан Гийю – один из немногих органистов, кто на сцене предпочитает находиться один, без ассистента. И играть – вопреки традиции – без нот, наизусть.

Жан Гийю, органист (Франция): "В этом случае я могу полностью сконцентрироваться на музыке, на своей интерпретации. Если рядом кто-то вытаскивает регистры, это отвлекает".

Манера исполнения Жана Гийю - импровизационная, абсолютно свободная, пожалуй, композитор преобладает в нем над исполнителем. А потому неудивительно, что в свои концерты он включает импровизации, на темы, предложенные публикой.

Тем для импровизации предложили множество. Очень разнообразных. Лидерство принадлежит Бразильской бахиане Вилло-Лобоса, есть тема В-А-С-H, есть даже Токката и фуга ре минор. Есть совершенно неожиданные темы, например, "Лунная соната" Бетховена, Старинная французская песенка Чайковского, "Времена года" Вивальди и даже русский романс "Не уходи, побудь со мной".

Выбор же мелодии, которая ляжет в основу импровизации, за Жаном Гийю. В любом случае это будет его музыка.

Жан Гийю, органист, (Франция): "Я всегда импровизирую в своем стиле, я композитор, и всегда говорю своим языком".

Свою музыку маэстро представил уже в начале выступления, показав и колоссальные выразительные возможности нового московского органа.