17.03.2005 | 14:23

Живопись Юрия и Елизаветы Грачевой

Художники Юрий и Елизавета Грачевы эмигрировали в США в 77-м году. А это значит, что на два десятилетия исчезли из художественной жизни нашей страны. До отъезда из Союза их знали как талантливых и успешных "прикладников". И только в США Юрию Грачеву удалось реализовать себя как блестящего рисовальщика, занялась живописью и Елизавета – но уже после смерти мужа. Выставка, которая открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу, - это первое знакомство зрителей с живописным творчеством семейной пары. Рассказывают "Новости культуры".

Когда в 80-е годы российские художники активно стали выезжать на запад на постоянное место жительство, многим из них казалось, что сменив обстановку, они сумеют реализоваться. Увы, повезло немногим. Утвердиться на чужой земле непросто. Непростым оказался этот путь и для семьи художников Грачевых. Однако им как раз смена обстоятельств помогла укрепиться. Выставка в Третьяковской галерее – с одной стороны, признание их как больших художников, чьи имена исчезли на несколько десятилетий из-за отъезда, с другой стороны, – повод пересмотреть историю современного российского искусства, ведь они – прикладники.

Когда муж и жена – оба художники – они, как правило, очень похожи в своем творчестве. Но только не в этом случае.

Елизавета Грачева, художник: "Мы были совершенно одинаковы. Так, задавайте свой вопрос".

А вопросов – множество. Ведь об этих художниках в России практически ничего не известно. Юрий Грачев был первым учеником в Суриковской художественной школе, правда, обучение продолжил в Текстильном институте. Почему?

Елизавета Грачева, художник: "Не сложилось что-то".

По сути, они – живописцы, а работали прикладниками, создавали театральные занавесы, геометрические гобелены для санаториев.
Елизавета Грачева, художник: "В те годы, в 60е-70е – геометрией в живописи нельзя было заниматься, а в прикладном можно".

Честнее было сменить обстановку, и они уехали в Нью-Йорк. Елизавета продолжила заниматься геометрией в живописи, которая под воздействием американских небоскребов становится все более предметной и динамичной. Работы Грачевой сильные, выразительные, почти мужские.

Елизавета Грачева, художник: "Ну, что делать. Я с детства была в армии. Я родилась в 37-ом, в войну была в таковой роте, я каталась на танках. А потом меня всегда называли Чапай".

Это помогает Елизавете Грачевой не только в творчестве, но и в жизни, особенно после того, как она осталась без мужа – художника, которого боготворит. Выставка в Третьяковке – хороший повод пересмотреть историю современной российской живописи и найти место художникам Грачевым, которые в свое время считались просто прикладниками.