17.03.2005 | 19:58

Премия "Белый квадрат"

В кинозале или перед телевизором мы не задумываемся о том, что смотрим на мир чужими глазами – глазами кинооператоров. И что только от их таланта зависит порой – как мы оцениваем увиденное. 22 марта лучшие из кинооператоров России станут обладателями профессиональной премии "Белый квадрат". Номинаций всего две - "лучший оператор" и "за вклад в операторское искусство". Лауреат в номинации "за вклад" уже известен – это Леонид Калашников, снявший фильмы - "Анна Каренина", "Станционный смотритель", "Агония", "100 дней после детства". А претендентов на звание лучшего оператора 2004-го года объявили сегодня на пресс-конференции. Подробности у "Новостей культуры".

Те, кто всегда за кадром, те, кого зрители не знают в лицо, и те, кто на это не обижается. Кинооператоры. Такая профессия.

Игорь Клебанов, президент Гильдии кинооператоров России, президент премии "Белый квадрат": "Прогуливались в канун показа Каннского кинофестиваля по набережной Круазетт Сергей Урусевский и Татьяна Самойлова. Урусевский сказал: "Танечка, завтра ты станешь известной на весь мир, а обо мне никто и не вспомнит".

"Белый квадрат" - это ни в коем случае не междусобойчик. Операторские премии существуют в Польше и во Франции. Теперь и в России – чтобы никто не забывал, кино – искусство изобразительное.

Игорь Клебанов, президент Гильдии кинооператоров России, президент премии "Белый квадрат": "Да, мы находимся за кадром, но считаем себя авторами изобразительного решения, нашими глазами смотрят режиссеры, нас обожают актеры, мы любим их, не бывает некрасивых женщин, бывают плохие операторы, которые не умеют снимать".

Таких среди претендентов на "Белый квадрат" нет. Пятерых номинантов выбирали тайным голосованием все члены гильдии кинооператоров России. Награду могут получить: Илья Демин – за "72 метра", Игорь Клебанов, снявший "Водителя для Веры", Сергей Мачильский, чьими глазами мы увидели "Своих", Ирина Уральская, хрупкая барышня, осилившая "Время жатвы", и ходивший в "Ночной дозор" Сергей Трофимов. Лучшему достанется весомый приз – металлический квадрат, в центре которого – сложенные в рамку кинокадра операторские ладони. А почему все же "Белый квадрат"? Это символ белого экрана, или, как сказал Евгений Гришковец на прошлогодней церемонии, – "неснятые фильмы, которые кинооператор видит во сне".